Светлана Кулакова: «Главное в экологических проектах — любить свою малую Родину»
18 октября 2021
Одно из ключевых направлений программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» — «Охрана окружающей среды». В октябрьском номере дайджеста программы посол «Формулы хороших дел», председатель Ассоциации экологов Пермского края Светлана Кулакова рассказывает о секретах успеха экологических проектов и объясняет, почему этим стало модно заниматься.
Светлана, у Вас за плечами уже десятки экологических проектов. А помните, как все начиналось? Почему Вы вообще пришли в эту сферу?
— Я работаю в Пермском государственном национальном исследовательском университете. В проекты некоммерческого сектора я изначально зашла в качестве эксперта. Со временем меня стали привлекать чаще, времени становилось всё меньше. В какой-то момент мы с коллегой решили подать заявку на конкурс Фонда президентских грантов, естественно, мы ничего не выиграли. Получили много опыта, разочарований, и у меня заело: «а почему другие получают, а мы — нет?». Ведь мы представляем профессиональное сообщество. Потом мы подали заявку на «Формулу хороших дел». Знакомые сказали, что у нас вряд ли получится выиграть грант. И так получилось, что мы выиграли. После победы мы начали подавать заявки на другие конкурсы. Сейчас у нас за плечами и президентские гранты, и губернаторские, и даже немецкого фонда Гёте института.
Получается, что «Формула хороших дел» стала Вашим началом?
— Да, именно так. По крайней мере, у нас появилась внутренняя уверенность, что в принципе мы думаем правильно, мы действуем в логике, в которой действуют грантодатели.
Поскольку Вы рассказали про разочарование и понимание, почему не выиграли… Были ли какие-то ошибки на старте, которыми сейчас уже можно поделиться?
— Наша команда представляет профессиональное сообщество. У нас очень много идей, желаний решить сразу несколько проблем. Изначально мы хотели включить все в один проект. Теперь я понимаю, что это совершенно неправильно. Нужно брать небольшие для себя цели, достигать их и переходить на другой уровень. Сейчас я четко понимаю, что у организации должна быть миссия, и этой миссии организация должна следовать, чтобы не захлебнуться в потоке информации и желаний, который случается очень часто. Мне кажется, что некоммерческая организация может взять подшефную территорию и ее развивать. А может, наоборот, как в нашем случае, осуществлять координационную деятельность. К нам обращаются местные жители: «Мы хотим экологическую тропу». И мы включаемся в эту историю, и помогаем им этот проект реализовать.
Расскажите, пожалуйста, о проектах, которые Вы реализовали в рамках «Формулы хороших дел»?
— Первый наш проект называется «Экологический лекторий на берегу реки Мулянки», второй — «Поколение будущего». Оба проекта направлены на школьников, на популяризацию экологической, географической, биологической науки. Сейчас много говорится о цифровизации, роботизации, автоматизации, и очень часто забывается о том, что мы напрямую зависим от окружающей нас природы. И наша задача в рамках этих проектов — показать, насколько важно и интересно для будущего, чтобы школьники задумались об экологических, географических и биологических специальностях и приходили в университет на эти специальности. Поскольку я сама работаю на географическом факультете, очень тесно сотрудничаю с экологами, биологами, то для нас это тоже очень важно.
У Ассоциации экологов Пермского края достаточно большая команда. Какая у Вас роль в проектах? И меняется как-то эта роль от проекта к проекту?
— Наверное, я больше несу какие-то идеи. И дальше мы с ребятами обсуждаем, кто что может дополнить в рамках конкретного проекта или, наоборот, поправить меня. Потом мы вместе оформляем заявку на конкурсы, потому что каждый конкурс имеет свой фокус. В принципе я, наверное, по духу «генератор идей», неспокойный такой товарищ. Но сейчас другие члены команды тоже предлагают свои идеи. Приходят и говорят: «А давайте сделаем вот такой проект?». Я говорю: «Давай!». Спрашивают: «А что нужно сделать?». Я говорю: «Напиши, какие ресурсы тебе нужны, какие сроки, какая цель, а самое главное — для кого?». Ведь у проекта должна быть целевая группа. Пока еще ко мне никто не вернулся. Но говорят: «Мы не отказались от этой идеи». Я всех поддерживаю, но идеи нужно доработать. Поскольку у меня есть свои проекты, то дорабатывать идеи других участников команды мне некогда. Но в целом мне нравится, что люди начали придумывать свои проекты, это хорошо.
Сегодня много кто занимается экологическими проектами. Как Вам кажется, почему? И главное — это хорошо или плохо?
— У меня неоднозначное к этому всему отношение. С одной стороны, много организаций уделяют все большее внимание экологическим вопросам, выделяют на это средства. С другой стороны, есть вопросы, которые не решаются годами, и, когда привлекается большое число общественников, вопрос начинает набирать критическую массу, и дело трогается с места. Это хорошо. Плохо то, что не всегда локомотивом выступают люди, которые понимают, что нужно привлекать профессионалов. Например, у нас в регионе был проект в долине реки. Я озвучила достаточно жесткую позицию, что нужно привлекать профессионалов. А мне сказали: «Им же деньги платить надо!». В итоге коллеги стали все делать сами. Прошло десять лет, коллеги вернулись и сказали: «Вы правы! Давайте будем искать ресурсы, чтобы привлекать профессионалов, и проект начал развиваться!».
Но это не самый плохой пример, когда проект не развивается. Гораздо хуже, когда непрофессиональные люди находят силы, возможности, ресурсы на реализацию не вполне грамотных проектов. Проекты начинают носить антропоцентричный характер и не замечают то живое, что вокруг нас. Команда проекта считает, что несет благо, а на самом деле наносит непоправимый урон природным системам.
Поэтому то, что многие занимаются экологическими проектами, — и хорошо, и плохо одновременно. Это, наверное, такой эволюционный момент, мы его пройдем. И я уже вижу на примере своего города, что в командах, которые реализуют экологические проекты, появляется все больше профессиональных участников, и сами проекты становятся другими, более проработанными.
Есть ли какая-то специфика в реализации экопроектов? Если есть, то в чем она состоит?
— Кроме профессионализма нашу команду объединяет любовь к малой Родине, нашей природе. Это безумное желание сделать хоть чуть-чуть этот мир лучше. Личный эмоциональный и энергетический вклад в таких проектах намного больше, чем просто поработать за зарплату. И, когда у меня появляется какая-то идея, мы не обсуждаем первоначально вопрос денег. Мы обсуждаем, насколько это интересно сделать для территории и насколько это хорошо для целевой аудитории. В этом главный залог успеха: не сделать проект ради проекта, а чтобы он был классным, нужным, интересным и не закончился календарным планом, а имел продолжение. Поэтому, когда мы свой проект начинаем оформлять, мы ищем заинтересованные стороны. Мы привлекаем местные сообщества, которым это надо, учитываем их интересы и запросы. Важно найти как можно больше интересантов. Например, если мы делаем экологическую тропу, то мы понимаем, что у нас не будет ресурсов следить за ней, нужно сразу понять, как эта тропа будет обслуживаться дальше. Успех заключается именно в этом.
Вы входите в состав послов программы «Формула хороших дел». Что для Вас означает этот статус?
— Для меня это, прежде всего, большая ответственность. Сейчас, когда уже прошло некоторое время, я понимаю, что смотрят на меня, на мою команду, смотрят придирчиво. Смотрят те, кто уже что-то делает, и те, кто хочет что-то делать. Мне звонят, мне пишут и просят совета. И я не могу отказать. Я понимаю, что, как посол, я не имею права кому-то не помочь. Поэтому это ответственность за то, что я сама делаю, и за то, что я говорю людям, которые тоже хотят заниматься экологическими проектами.
Ну и в заключении о Ваших ближайших «творческих планах». Какие проекты на повестке у Вашей организации?
— Недавно мы открыли экологическую тропу в поселке Новые Ляды, сейчас проводим экскурсии. В продолжение проекта «Поколение будущего» мы разработали онлайн-курс по научно-исследовательской работе школьников при поддержке преподавателей вуза. Курс завершается конкурсом научно-исследовательских работ. Проект появился в ответ на запросы от родителей школьников, на плечи которых ложится выполнение исследовательских работ, но они в этом не очень понимают. Особенно у родителей возникает культурный шок, когда школьникам говорят, что нужно подготовить статью и презентацию. Мы все эти запросы проработали, оформили в проект «Школа науки» и получили губернаторский грант на реализацию. И сейчас в разработке у нас проект, который тоже появился по запросу школьников — это летняя школа по изучению и сохранению биологического разнообразия.
Подробнее узнать о деятельности и проектах Ассоциации экологов Пермского края можно на официальном сайте по ссылке.
Заявки на конкурсы грантовых и межрегиональных проектов в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» принимаются в электронном виде на сайте до 24 октября, от организаций из Нижнекамска — до 20 ноября 2021.
Вопросы, касающиеся участия в конкурсах, можно направлять координаторам по электронной почте:
- по грантовому конкурсу – на адрес grant@formula-hd.ru,
- по конкурсу межрегиональных проектов – на адрес project@formula-hd.ru.
На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски:
- Алла Умецкая: «Грантовый конкурс — это возможность попробовать себя в роли волшебника»
- Светлана Григорьева: «Секрет успеха один — это доверие»
- Одно доброе дело — одна спасенная жизнь!
- Больше доноров — больше жизни
- Думая о пожилых — мы думаем о будущем
- Марина Ефимова: «Нет трудных детей, а есть трудные жизненные ситуации»
- Шанс на жизнь детям с ДЦП
- Поможем отремонтировать «Добрый дом» для людей с особенностями развития
- О волонтерстве московских сотрудников СИБУРа в фонде помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями «Выбираем жизнь»