RU EN
Закрыть

Андрей Агарков: «Нужно следить за чистотой вокруг себя»

13 ноября 2023

В ноябрьском интервью рубрики «О людях и хороших делах» беседуем с руководителем Регионального общественного фонда содействия охране окружающей среды имени А.И. Щеповских (г. Казань) Андреем Агарковым об экологии в самой широкой трактовке и объясняем, почему необходимо возрождение Волжско-Камской популяции сокола-балобана.

Андрей Юрьевич, Вы возглавляете Региональный общественный фонд содействия охране окружающей среды имени А.И. Щеповских. Расскажите, пожалуйста, кратко о деятельности организации.
Основная цель нашей организации – экопросвещение, в том числе за счет поддержки деятельности школьников и ученых в области экологии. Например, когда нужно помочь поехать на какую-то олимпиаду или конкурс. Кроме того, мы работаем с детьми и школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наши грантовые проекты в том числе связаны и с этим направлением. Мы совмещаем тематику экологии и здоровья.

Т.е. Вы работаете с экологией в самом широком смысле этого слова?
Да. Все проекты нашего фонда связаны с экологией: экологией человека, экологией природы, экологией души и т.д. Это основная идея деятельности нашей организации. Например, мы строим детскую площадку, чтобы дети находились на улице, оздоравливались.

Какие проекты уже удалось реализовать?
В 2020 году мы реализовали проект для реабилитационного центра «Здравушка», на грантовые средства оборудовали соляную комнату. В 2021 году в Казанской школе-интернате №4 для детей с ОВЗ была установлена теплица, благоустроена пришкольная территория, создана экотропа на территории школы. Предоставили семена, чтобы дети могли их высаживать и следить за их всходом.
В 2022 году реализовали проект «Чистый воздух». В реабилитационном центре «Доверие» в Зеленодольске мы также оборудовали соляную комнату. В этом году у нас был проект «Островок детства» – в реабилитационном центре «Здравушка» сделали спортивную игровую площадку на территории центра.
В 2023 году мы еще помогли сформировать команду Татарстана для участия в Детском экологическом форуме, в котором приняли участие 18 регионов. Часть команды республики мы помогли отправить на форум. В итоге ребята с проектом, представленным от региона, стали победителями в номинации «Популярная вода», выступили достаточно успешно.

Почему Вам лично близко направление экологии?
Сложно ответить на этот вопрос. У меня был долгий путь, я закончил ВМК, т.е. я не эколог и не географ по образованию. Но помощь людям, помощь природе для меня одна из базовых ценностей. Многие люди относятся к природе потребительски, а я – достаточно чистоплотный, и меня это потребительское отношение раздражает. Я понимаю, что природе нужна помощь, чтобы сохранить ее чистоту. Точно также я понимаю, что помощь нужна детям с ОВЗ и их родителям, поэтому помогаю с оснащением реабилитационных центров.

Одна из Ваших инициатив, которую поддержала компания СИБУР, – возрождение Волжско-Камской популяции сокола-балобана. Что это за птица?
Сокол-балобан – это краснокнижная птица, которая в настоящее время в Татарстане практически не регистрируется. Это одна из самых быстрых хищных птиц. Сокол-балобан – это именно та птица, с которой в царские времена занимались соколиной охотой. Сейчас соколиная охота входит в Республике Татарстан в каталог объектов нематериального культурного наследия. В России в этом году был проведен первый международный форум «День Сокола» на Дальнем Востоке, актуальность сохранения сокола-балобана высока.

Как родился проект?
Проект возник по инициативе ученых. Идея проекта принадлежит орнитологу Юрию Ирековичу Павлову. Он живет в Татарстане, но работает в Екатеринбурге в питомнике по выращиванию соколов. Нас также поддержало Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Почему важно прикладывать специальные усилия для возрождения Волжско-Камской популяции сокола-балобана?
Это необходимо для выравнивания экосистемы. В нашем регионе есть все условия для обитания сокола-балобана, хорошая кормовая база, но непонятно, почему популяция практически исчезла.

Расскажите, пожалуйста, о самом проекте. Что уже удалось сделать и что еще предстоит?
Нашей задачей в проекте было понять, выживут ли завезенные нами соколы в условиях республики. Последний раз сокола-балобана видели в республике в 70-х годах. И Камско-Устьинский район был тогда зоной охоты и кормления птиц. Мы не стремились приучить птиц к людям, чтобы они с руки все время кормились. Нашей задачей было научить их охотиться самостоятельно, жить в естественной среде.
Мы получили согласование администрации района на завоз птиц, изготовили искусственные гнезда и установили их на территории. При выборе мест мы ориентировались на локации, с одной стороны, достаточно удаленные от людей, и, с другой стороны, доступные для мониторинга.
Для мониторинга птиц в течение двух месяцев мы провели набор волонтеров. В этом нам помог Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии. Группы волонтеров у нас сменялись еженедельно: мы постоянно проводили брифинг, с волонтерами работал наш научный консультант.
Птиц купили в питомнике, привезли в Камско-Устьинский район и выпустили в присутствии представителей Росприроднадзора. Росприроднадзор дает разрешение на выпуск краснокнижных видов.
Дальше мы проводили мониторинг, все ли в порядке с птицами. Немного их подкармливали, чтобы они часть пищи добывали самостоятельно. Мы привезли птиц, которые еще не встали на крыло. Поэтому мы в том числе наблюдали, чтобы птицы не выпали из гнезда.
По итогам мы сделали фильм о проекте с комментариями Ильгизара Ильясовича Рахимова, Юрия Ирековича Павлова. Они детально объяснили, почему важно реализовывать подобные проекты.

А были какие-то необычные ситуации в период мониторинга?
Была одна ситуация, когда птица улетела из гнезда. Села на автомобиль и не двигалась. В итоге наши волонтеры взяли ее и отнесли в гнездо, и жизнь птицы продолжилась.

Какие результаты проекта?
Нашей задачей было обеспечение дожития птиц до того момента, когда они улетят из гнезда. К сожалению, один птенец у нас погиб. Но это очень хорошая статистика: из 10 птенцов 9 выжило. В природе выживаемость не превышает 30-40 %. Мы очень надеемся, что те особи, которых мы реинтродуцировали, останутся на территории республики и популяция будет расти.

Есть какие-то планы по продолжению проекта?
Мы считаем, что сделанный нами проект – это только первый шаг к возрождению популяции сокола-балобана на территории нашей республики. Мы либо будем повторять эту практику по реинтродукции птенцов, либо организуем питомник соколов на территории Татарстана. Питомник – это полукоммерческая организация, работающая на самоокупаемости. Птенцы нужны для воспитания, для соколиной охоты, которая пока в нашей республике не очень развита. Продавая часть птенцов, другую часть птенцов мы можем оставлять для реинтродукции. Тем более у нас уже есть отработанная технология выпуска птенцов, наш проект высоко оценили специалисты-орнитологи.
Для продолжения нашей деятельности нужны в том числе наработанные партнерские связи, в частности, с Казанским федеральным университетом, потому что в мониторинге помощь волонтеров очень важна.

У Вас есть опыт поддержки со стороны других грантодателей. Что отличает грантовый конкурс «Формулы хороших дел»?
Мне очень понравилась гибкость и оперативная реакция команды «Формулы хороших дел». Бывает, что в проект требуется оперативно внести коррективы. Мы планировали на всех соколов поставить GPS-датчики, но в текущих условиях это было сделать достаточно сложно, мы решили от этой идеи отказаться. И коллеги очень оперативно согласовали нам изменения по ходу реализации проекта.
Еще отмечу электронную форму подачи заявки и сдачи отчетности по итогам реализации грантовых проектов. Это существенно упрощает процесс взаимодействия с грантодателем.

У Вас уже накоплен колоссальный опыт реализации социально значимых проектов. Были ли какие-то ошибки на старте, которыми сейчас уже можно поделиться?
Я считаю, что ошибки, которые были сделаны в самом начале, невозможно было избежать. И отношусь к этому вполне спокойно. Я начинал с простых акций по уборке территорий в 2005 году. Когда-то мне организация одной акции на озере Глубоком для 50 участников казалась колоссальной задачей. Сейчас мы проводим более 10 мероприятий в год, иногда у нас по 300 участников, и мне кажется это нормальным.
Поэтому ответ на вопрос «Чтобы я сделал по-другому?» простой – «Ничего!». Как говорит один мой коллега: «Сейчас никто не может мне сказать, что я что-то получил просто так! Я все это заработал!». Я весь свой опыт накопил в том числе и сделанными ошибками.

Какой простой шаг может сделать любой человек для улучшения экологии?
Нужно следить за чистотой вокруг себя. И стараться этот круг чистоты увеличивать. Некоторые люди воспринимают чистоту вокруг себя в логике «умылся и пошел». Для меня этот круг чистоты гораздо шире: он начинается с квартиры, потом чистота в подъезде, вокруг дома, в своем дворе. Если все люди будут расширять свой круг чистоты, нам не придется выходить на объекты и убирать мусор. Должна быть ответственность человека не только перед природой, но и перед другими людьми.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски: