RU EN
Закрыть

Гульнара Ломакина: «Промежуток между словом и делом должен быть коротким, не больше одного шага»

31 марта 2023

В апрельском интервью рубрики «О людях и хороших делах» с президентом благотворительного фонда «Мархамат» Гульнарой Ломакиной рассуждаем о роли семейного воспитания в благотворительности и объясняем значимость Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается 2 апреля.

Гульнара, как Вы пришли в общественный сектор?
— Я выросла в этой среде. Мои дедушка с бабушкой, мои родители всегда занимались благотворительностью. Они не создавали благотворительных фондов, но всегда кому-то помогали, приглядывали за своими подопечными. Моя мама, например, и сейчас курирует психоневрологический интернат. Поэтому у меня, по сути, не было выбора, чем заниматься.

Почему решили создать благотворительный фонд?
Благотворительный фонд «Мархамат» — это семейная история. Основатель Фонда – Хамитова Гульшат Гафуровна, мы — часть ее семьи. Президентом Фонда много лет была Айгуль Гареева, моя сестра. Фонд был создан в 2010 году. Я к команде «Мархамата» присоединилась в 2011 году, когда мы решили подавать документы на образовательную лицензию. В последние два года я являюсь президентом Фонда. В Фонде работает наш отец, наши дети тоже уже вовлечены в деятельность «Мархамата». Фонд — это наша семейная работа, продолжение семейной традиции.

Как Вы распределяете функционал с Айгуль Гареевой?
— Айгуль является членом Совета фонда, занимается фандрайзингом, консультированием НКО. Она — мама пятерых детей, из которых двое приемные. Поэтому работа с приемными семьями — это ее направление. Я занимаюсь образовательными проектами.

Как переводится «Мархамат»? Почему так назвали фонд?
— «Мархамат» переводится с башкирского как «милосердие». Мы очень хотели показать башкирскую идентичность в названии нашей организации. Нам понравилось и значение, и звучание слова. Когда мы создавали Фонд, это слово широко не использовалось. Поэтому все совпало. Это слово, которое знает каждая семья и которое откликается в сердце каждого человека.

Расскажите, пожалуйста, о ключевых программах Вашего фонда. Есть программы, которые Вам особенно нравятся?
— У Фонда много программ, в разные периоды нашей деятельности различные программы были в приоритете. Сейчас можно назвать три ключевые программы:

  • «Мы сильнее вместе» — программа, направленная на объединение НКО, обучение коллег по сектору;
  • «Круг семьи» — программа по профилактике сиротства, созданию фостерных семей (форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности — передачи на усыновление — Прим. ред.), системной работе с родителями, которые берут приемных детей, и детьми (например, в прошлом году мы сделали общественное пространство Neдетки в Центральном торговом комплексе — точку притяжения для подростков, куда они всегда могут прийти, где их никогда не выгонят). Наша цель — чтобы не было детей, находящихся в детских домах.
  • «Центр детского развития» — программа для детей от 0 до 14 лет, направленная на социализацию детей с различными особенностями, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, ежегодно в центре учится 150-200 детей. Сейчас благодаря грантовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» мы формируем Службу ранней помощи совместно с Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства. Мы понимаем, что чем раньше начинаешь работать с ребенком, тем лучше результат.
Если говорить о моей любимой программе, то это, конечно, Центр детского развития, это мое детище с самого первого дня работы в Фонде. Но я не могу сказать, что у меня есть нелюбимые программы в Фонде. Все программы важны.

Что особенного в программе «Центр детского развития»?
— Это тот случай, когда загораются глаза и можно работать несколько суток практически без сна. На эту программу приходят дети, от которых отказались все остальные организации, а в поликлинике дают рекомендацию «Вам в «Мархамат». Когда приходит ребенок, который не может ни с кем разговаривать, а потом начинает вести наши концерты в качестве ведущего, результат вдохновляет.

У Вас сейчас большая команда?
— В Фонде работает 30 педагогов, еще 10 человек — административная команда. Кроме того, около 50 человек — актив волонтеров, которые работают с нами ежегодно. Мы сотрудничаем с Башкирским государственным университетом и Башкирским государственным педагогическим университетом, студенты приходят к нам на практику, кто-то остается работать волонтером, кто-то трудоустраивается в Фонд. У нас достаточно эмоционально затратная деятельность, поэтому случайных людей в команде нет.

Фонд действует не совсем в обычной роли, выступая одновременно ресурсным центром для других некоммерческих организаций. Как Вы к этому пришли?
— У нас была определенная генетическая предрасположенность к этой роли. Мы выросли в семье потомственных учителей, которые постоянно готовили молодое поколение. Поэтому для нас естественно помогать коллегам, с которыми мы работаем. Мы с Айгуль критически ко всему относимся, мы пытаемся все разложить на алгоритмы и все время анализируем происходящее. И мы видим, что иногда небольшой консультации достаточно для развития, для жизни на других скоростях.

Два года назад мы поняли, что достигли предела в Центре детского развития, что мы просто не можем взять больше детей. А потребность и запрос от родителей постоянно растет. И мы решили поддержать тех, кто готов помогать этим семьям, тиражировать наши методики и опыт.

Наверное, решение обучать другие некоммерческие организации — это результат внутреннего роста и анализа нашей собственной деятельности.

Знаем, что сотрудничество развивается в том числе с партнерами в других регионах присутствия СИБУРа. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Сейчас Фонд работает в Республике Башкортостан, Удмуртской республике, Республике Татарстан и Ростовской области — так сложился человеческий формат. Благодаря грантовой поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» год назад мы запустили проект по тиражированию методик работы Центра детского развития в этих регионах.

Благодаря сотрудничеству с СИБУРом мы нашли партнеров в Дзержинске и Тобольске и уже провели образовательные программы в этих городах. В Дзержинске мы обучали специалистов социальных учреждений работе с детьми с ОВЗ, в Тобольске сейчас проводим онлайн-обучение для родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и только что завершили программу для специалистов социальных учреждений.

Ваша организация достаточно быстро переходит от переговоров к практической деятельности, Вы очень оперативно принимаете решение. В чем секрет такого подхода?
— Я думаю, что это связано с особенностями воспитания. Все мужчины в нашей семье – это конкретные, быстро действующие люди, предпочитающие действие слову. Мы выросли в такой среде, когда промежуток между словом и делом должен быть коротким, не длиннее одного шага. Лучше не сказать, а просто сделать, чем наоборот.

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Почему об этом важно и нужно говорить?
— Потому что каждый человек ценен, пришел в этот мир с какой-то миссией и это не зависит от его индивидуальных особенностей. И потом людям свойственно бояться неизвестного. Поэтому, когда мы говорим о проблеме аутизма, то мы «снимаем» страхи и барьеры со стороны социального окружения, а когда мы работаем с людьми с РАС, то позволяем им раскрыться, увидеть свой талант и открыть его миру. Кстати, это отличает людей с РАС — у них в голове как раз отсутствуют барьеры, создаваемые страхами, я всегда учусь у них этому.

Какие программы фонда «Мархамат» направлены на профилактику аутизма? Как Вы работаете с людьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
— Много лет Фонд в разных форматах реализует проект «Я РАСту», который вошел в ТОП-100 проектов 2021 года, поддержанных Фондом президентских грантов. Мы проводим комплексную диагностику детей с РАС, выстраиваем индивидуальный образовательный маршрут. Наша основная задача — это социализация ребенка в комфортном для него формате. Ребенок должен стать независимым, выйти в естественную образовательную среду, когда мы ему будем не нужны.

В России растет популярность темы инклюзии. С чем это связано?
— Мне кажется, что мы как общество становимся лучше. Общественное самосознание человека в нашей стране развивается. Одна из базовых характеристик сильного человека — не обижать слабых. Когда общество ни обижает слабых и не боится людей с особенностями — это признаки культурного роста, роста общественного сознания. 

Ну и в заключении наш традиционный вопрос о ближайших «творческих планах». Какие проекты планируете в этом и, возможно, в следующем году?
— У нас две большие задачи на ближайшие годы.

Во-первых, сформировать сообщество педагогов, которые готовы системно работать с детьми и родителями, обладают широким набором компетенций в области физиологии и психологии. Специалистов, которые видят проблему в комплексе и готовы комплексно подходить к абилитации и работе с ребенком.

Во-вторых, наладить систему поиска и подготовки приемных родителей, предупреждения проблем, которые могут быть с этим связаны. Очень часто нужно работать с ожиданиями людей, а где-то — проконсультировать по документарным вопросам.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски: