RU EN
Закрыть

Андрей и Лиана Ворожцовы: «За четыре дня мы поняли, что друг без друга не сможем»

11 июля 2023

В июльском интервью рубрики «О людях и хороших делах» с председателем местной организации Всероссийского общества инвалидов Андреем Ворожцовым из Благовещенска (Республика Башкортостан) и его супругой Лианой, которая по совместительству руководит проектами организации, говорим о совмещении семейных и профессиональных отношений и о том, как правильно подготовиться к туристическому сплаву людям с ограниченными возможностями здоровья.

Как вы пришли в некоммерческий сектор? Почему решили работать в общественной организации?
Андрей: Я как человек с инвалидностью был членом местной организации Всероссийского общества инвалидов (далее – ВОИ, Прим. ред.) у нас в Благовещенске. Занимался пауэрлифтингом. В 2016 году при смене руководства нашей организации мне предложили стать председателем, и я согласился.

А почему согласились возглавить организацию?
Андрей: Мне хотелось помогать людям с ограниченными возможностями здоровья, внести что-то свое в деятельность организации. И представилась такая возможность.

Лиана: Андрей – очень деятельный человек, у него всегда кладезь мыслей, ему всегда что-то хочется переделать и улучшить.

Вы образовали семью уже когда стали работать в некоммерческом секторе?
Лиана: Шёл 2016 год. Мы с Андреем поехали на соревнования по пауэрлифтингу. Он – от Благовещенска, а я – от Кармаскалинского района. Я тогда работала главным психологом района. Там меня познакомили с Андреем, сказали: «Это Андрей, он верит в Бога». Я сказала: «Ну хорошо». Потом мы встречались еще на паре соревнований. А потом был турслёт…

Андрей: Я впервые поехал на республиканский турслёт для людей с инвалидностью уже как председатель Благовещенской организации ВОИ. Там четыре дня лил дождь, не было никакой связи, не работал интернет. Я был под очень большим впечатлением, когда увидел, как люди без рук, без ног помогают друг другу, колют дрова. Там у нас завязались отношения. Наши лагеря с Лианой были рядом, начали общаться.

Лиана: В общем за четыре дня мы поняли, что друг без друга не сможем.

Семейные отношения скорее помогают или мешают в профессиональной деятельности?
Лиана: Сейчас мы стараемся разделять семейные отношения и профессиональные, когда у нас родился сын. А в целом семья в работе точно не мешает.

Андрей: Семья помогает. С супругой всегда можно поделиться, она в курсе всех нюансов моей работы. Это надежная опора.

Как давно Вы участвуете в грантовом конкурсе «Формулы хороших дел»?
Андрей: С 2019 года.

Вспомните сейчас свой первый опыт?
Андрей: Да, конечно. «Утро на реке». Это был вообще первый грант нашей организации и первый опыт организации туристических сплавов. Очень ценный опыт.

Это был самый запоминающийся проект из тех, которые вы реализовали в рамках «Формулы хороших дел»?
Андрей: Да, 100%. У нас там были такие нестандартные ситуации… Например, когда мы на катамаране подвисли на трубе, проходя под железнодорожным мостом. Пришлось подныривать и отцеплять катамаран.

Лиана: А начать надо с того, что нас высадили не там, где нужно. Мы высадились в черте города. Там была глубина 20 см, поэтому катамараны весом 500 кг мы тащили на себе, а среди нас были колясочники. Еще мы не договорились и взяли много лишних вещей, например, четыре казана. Некоторые вещи мы даже не доставали ни разу.

Андрей: Но после первой ночевки у нас пошло все более размеренно.

Лиана: Получилось так, что команда за это время притерлась, сложности нас очень сильно сплотили.

А у вас до этого был опыт организации сплавов?
Андрей: Нет, не было. С нами пошли ребята, которые до этого сплавлялись на «матрасных сплавах» (сплав по тихой реке – Прим. ред.). Нам сказали, что реку уже знают.

Лиана: Один из наших волонтеров, Сергей сначала сходил на платный сплав по другой реке, чтобы потом пойти с нами.

У вас большая команда?
Лиана: Обычно сплав прорабатываем мы вдвоем. Но нам помогают волонтеры, активных волонтеров у нас три человека.

Андрей: Они работают, поэтому не всегда удается совмещать сплавы с работой. Но сейчас люди стараются отпуск выбирать под даты сплавов, чтобы не пропустить.

Какая вы распределяете роли при реализации инициатив вашей организации?
Лиана: Андрей как руководитель обычно отвечает за финансовую часть: где что купить и достать. Сбор команды частично на нем. Тут в чем обычно сложность? Все говорят: «Мы идем, мы согласны». А перед сплавом вспоминают, что кто-то плавать не умеет, кто-то воды боится или о других планах. На мне обычно теоретическая часть и поварская, я как завхоз.

Андрей: После нескольких сплавов роли уже отлажены. Но что-то решаем уже в процессе.

Почему стоит участвовать в грантовом конкурсе «Формулы хороших дел»?
Андрей: У программы «Формула хороших дел» отличная команда, которая всегда поможет и поддержит, на всех этапах. Мы непрерывно чувствуем внимание со стороны коллег.

Лиана: Подход «Формулы хороших дел» – идти от людей, от команды проекта. Нет задачи «зарезать» заявку, коллеги всегда стараются увидеть разумное зерно.

Что стоит учитывать при подготовке грантовой заявки?
Андрей: Мы особенно тщательно считаем бюджет проекта и стараемся точно описать конечного благополучателя, чтобы было понятно, для кого проект.

Какие факторы важно учитывать при реализации любого социального проекта?
Лиана: Я бы сказала волонтеры. Сейчас люди часто считают, что волонтерство – это «пойти и посидеть на стульчике». А с людьми с инвалидностью важно не переборщить, когда мы хотим быть самостоятельными, а у нас пытаются эту самостоятельность отнять.

Андрей: А где помощь нужна, там, наоборот, не дождешься. У волонтера должно быть знание, как взаимодействовать с людьми с особенностями.

Лиана: И готовность спросить в любой ситуации, нужна ли помощь.

Андрей: Вообще, у нас на сплавах каждый человек плотно задействован, поэтому важно полноценное участие каждого: колясочники – сильные гребцы, кто-то складывает печку и т.д.

Лиана: Мы сейчас стараемся в качестве волонтеров взять членов семей активистов нашей организации, чтобы одновременно сплотить семьи.

У вас есть какая-нибудь поучительная история с ошибками, которые вы сделали в первых проектах?
Лиана: Я поняла, что при подборе команды не нужно верить людям на слово. Если что-то в процессе сплава пойдет не так, то страдает вся команда. У нас так получилось на первом сплаве. Сейчас мы уже делаем пробные сплавы на реке Белая в черте города, одновременно собираем мусор на побережье.

Еще один важный нюанс – как распределяются люди по экипажам, у нас сейчас три четверки и две двойки. Например, люди друг другу не подходят по стилю гребли. Еще нужно обращать особое внимание на психологическую совместимость. Иногда сажаешь вместе семейную пару, и они начинают выяснять отношения.

А погодные условия влияют на сплав?
Лиана: Да, безусловно. Один раз мы попали под сильный град, потому что не были достаточно внимательными. Мы сплавляемся, где-то громыхнуло. Мы в купальниках, очень жарко. И тут так ливануло, что через пять минут мы не видели друг друга. Нужно очень внимательно относиться к возможным изменениям погодных условий, и оставлять теплые вещи и дождевики сверху. 

Андрей: В том году мы часа четыре шли под проливным дождем, но уже были больше готовы к таким условиям, даже чуть наверстали отставание от нашего графика. С каждым сплавом у нас все больше и больше опыта, мы действуем рациональнее.

Очевидно, что тема инклюзии набирает обороты в России. Как Вам кажется, почему?
Лиана: Они все начали с нас брать пример (смеётся – Прим.ред.). Сейчас есть интернет, поэтому люди видят примеры, как можно выйти из дома и что-то сделать. Появилась доступность информации. Ведь эта активная жизнь ужасно интересна.

Сейчас к тому же совершенствуются технологии. Например, раньше не было палаток, которые весят 500 грамм. Вместо дров можно взять маленькую горилку. В нашем деле очень важны технологии.

Ну и в заключении есть уникальная возможность проанонсировать ближайшие творческие планы вашей организации. Что нам стоит ожидать?
Андрей: Хочется сходить под парусом, но это достаточно дорогостоящее удовольствие. Но мы не оставляем эти планы.

Лиана: Если бы был маленький парусник, то было бы проще. Сейчас мы готовимся к проекту «Утро юного туриста», в сплаве будут участвовать дети с инвалидностью. У нас есть подшефный специализированный детский сад, мы проводим там акции совместно с волонтерами СИБУРа. Для детской аудитории такие мероприятия очень важны, чтобы с ранних лет показать возможности интеграции в общество. У нас уже есть пример мальчика, который начал ходить на сплавы с трех лет, сейчас ему уже 17.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски: