RU EN
Закрыть

На «Сибирских сезонах в Тобольске» прозвучали русские романсы в стиле джаз

Тобольск, 28 апреля 2023

В Тобольском драматическом театре им. П.П. Ершова представили музыкально-поэтический спектакль-концерт «Русские романсы. Даргомыжский. Трибьют» в исполнении примы московского Электротеатра Станиславский Елены Морозовой и легендарного фри-джазового трио GKV (Гайворонский-Кондаков-Волков). Оригинальная встреча музыкальной классики и авангарда – часть культурного проекта «Сибирские сезоны в Тобольске», который реализуется в рамках программы социальных инвестиций компании СИБУР «Формула хороших дел» и трехстороннего соглашения между компанией, Правительством Москвы и Правительством Тюменской области.

Новая версия программы, в основе которой оригинальные интерпретации и джазовые вариации на темы романсов Даргомыжского из знаменитого одноименного альбома трио GKV и романсовая лирика А. С. Пушкина и поэтов пушкинской эпохи, посвящена 210-летию русского композитора, оказавшего мощное влияние на развитие музыкального искусства XIX века, выдающегося мастера вокального жанра, романсового новатора, «гения музыкальной драмы» Александра Сергеевича Даргомыжского.

Новая концертная программа, представленная в Тобольске, — для всех ценителей джаза и музыкального авангарда, оригинальных переплетений поэтического слова и свободной джазовой импровизации. На сцене «в поисках романса»: читала и интерпретировала яркая, экстравагантная звезда российского кино и театра Елена Морозова; играли и импровизировали петербургское трио международных звезд авант-джаза, ветеранов джазовой сцены — поделились музыканты трио Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков и Владимир Волков.

Эксперименты и традиция, смешение жанров и стилей: авант-рок, этно-джаз, барокко — все это о них, петербургских музыкантах, признанных классиках независимой сцены, легендарном трио Гайворонский–Кондаков–Волков (ГКВ).

«Дважды в Тобольске сыграли джаз — в воскресенье 23-го и во вторник 25 апреля. Джаз по Достоевскому с Фёдором Малышевым из «Мастерской Фоменко» и группой «Бесы» — «Смешной человек», текст Федора Михайловича и много-много музыки. И джаз по Даргомыжскому с легендарным Трио ГКВ и Еленой Морозовой — авант-джазовые композиции Гайворонского-Кондакова-Волкова из их великого альбома «Русские романсы» и поэзия XIX века, вдохновившая Даргомыжского на его новаторские сочинения, в лихом, неожиданном и иногда экстремальном исполнении непредсказуемой и неповторимой артистки Морозовой. Словом, два раза отправились в путь от классики к джаз-авангарду», - рассказала куратор проекта Полина Васильева.

«Концерт воодушевляюще прекрасный, трибьют поражает коллаборацией Jazza и нео-классики. Есть за что зацепиться, есть чем вдохновиться, каждая нота, стекляшка в верхнем регистре фортепиано, бархатный тембр контрабаса и интересная пародия звуков от трубы. Спасибо всем музыкантам и актрисе, аплодисменты», - отметил студент колледжа искусств им. Алябьева Даня Щербаков.  

«Огромное спасибо за шикарную возможность прикоснуться к джазу, русской поэзии, драматургии, классической музыке — всё было так феерически и филигранно соединено в этом спектакле! В каком восторге был зритель, как был деликатен в проявлении своих эмоций! Лучше Булгакова и не скажешь: "Королева в восхищении!" Будем с нетерпением ждать новых спектаклей, проектов, сочетающих поэзию, драматическое искусство, живую музыку! Благодарим от души!» — оценил услышанное и увиденное руководитель Оркестра народных инструментов Юрий Нефёдов.

«Благодарю за возможность поприсутствовать на отличном перформансе прекрасных артистов. Хочу отметить, что музыкальные импровизации были на высшем уровне! Концерт был соткан из искр юмора и иронии, мастерски переданных артистами, создавшими неповторимый шарм вечеру:) Музыканты изящно и юморно импровизировали над прекрасными романсами А.С. Даргомыжского. Я насладился потрясающей музыкой, поэзией и отличным настроением в компании талантливых артистов. Если выразить девиз одним предложением, то скорее всего это было бы что-то вроде: "Так изящно шутят музыканты!» — сказал зритель, музыкант Гайк Оганисян.

Отдельное место в рамках проекта «Сибирские сезоны» занимает просветительская программа, направленная как на широкую, так и на профессиональную аудиторию.  Лекции, мастер-классы и открытые встречи для творческой интеллигенции Тобольска провели артисты — участники гастрольной программы. Актер и режиссер театра «Мастерская П. Фоменко» Федор Малышев провел творческую встречу и разговор с артистами Свободного молодежного театра и Тобольского драматического театра имени Ершова.

«В восхищении от Тобольска. Очень хороший зал. Прекрасный театр Ершова, с очень профессиональными, внимательными службами, которые помогли нам собрать спектакль на новой для нас сцене буквально за одну репетицию. И нас очень хорошо принимали. Я искренне благодарен, что люди откликнулись на наш спектакль, и даже на какие-то провокативные вещи — хотя у нас не так что бы много провокативного в спектакле, но все же допускаю, что люди могли бы быть не готовы к каким-то резким, эксцентричным переходам, но они всё это приняли. И потом говорили много хороших и интересных слов, и как-то поддержали. И я был очень рад, как ни странно это прозвучит, побывать на могиле у Кюхельбекера. Последний год мы в театре много занимались Пушкиным, год прошел с его именем, и как-то я неожиданно прикоснулся к нему и в этом городе тоже. Невероятно красивый Кремль, и музеи, и какая-то атмосфера в городе… в последний день был туман, и такая настоящая, русская что ли, девятнадцатого века атмосфера, мною очень любимая. Честно сказать, я благодарен, что там побывал, потому что, без театра, сам по себе я вряд ли бы добрался до Тобольска. Это было как-то приятно и красиво. Нам было хорошо в городе. И мои музыканты тоже об этом говорят. Еще бы на денек мы задержались в городе, но нужно было торопиться играть спектакли в Москве, — может быть, в другой раз. Так что, огромное спасибо от всей нашей группы за приглашение», - отметил актер и режиссер «Мастерской Петра Фоменко» Федор Малышев

Заслуженная артистка РФ Елена Морозова, автор и ведущая уникальных актерских тренингов и мастер-классов, исследующих эмоциональный и телесный актерский аппарат, взаимодействие тела, голоса, органов зрения и слуха и эмоциональных реакций, провела тренинг «ТелоЗвукЭмоция» — практическое занятие для артистов Тобольского драматического театра имени Ершова и Свободного молодежного театра. Кроме того, актриса поделилась секретами мастерства в ходе творческой встречи с актерами СМТ и студентами театрального направления Отделения искусств и культуры им. Алябьева ТМТ. Выдающийся музыкант, трубач, музыкальный теоретик и педагог, композитор, автор музыки для кино и театра, гуру современной джазовой музыкальной сцены Вячеслав Гайворонский (автор уникальной теоретической и практической системы ладов, описанной в книге «У врат храма»), провел мастер-класс для молодых музыкантов, учащихся ОИК им. Алябьева Тобольского многопрофильного техникума по специальности «инструментальное исполнительство».

«Тренинг, мастер-класс, встреча с артистами, Тобольск. Я удивлена и вдохновлена встречей. Поразила готовность актеров пробовать, искать, размышлять вместе об искусстве. Порадовалась, что актеры более взрослого поколения не боялись идти в физические практики, которые связаны с нагрузкой — дыхательные упражнения, голосовые — а наоборот в чем-то были даже более любопытны, чем молодежь. К моему радостному удивлению я встретилась с командой, в которой нет возрастных ограничений, а есть соединение в творческом пространстве. И мы разговаривали только об искусстве бытия актера, что за сценой и на сцене. Даже были подняты вопросы, которые я не буду озвучивать, настолько они личные, интимные в актерской профессии, что пусть они останутся нашей тайной, - Встреча с артистами СМТ получилась другого плана, там было больше теории. И я поняла, что хотела бы к ним снова приехать и позаниматься с ними дня три подряд. Это был больше разговор об искусстве вообще, было задано много интересных вопросов про Электротеатр и Бориса Юрьевича Юхананова, нашего художественного руководителя, и про Анатолия Александровича Васильева. Про разные методики работы, про то, какие могут быть театры. Были еще подняты вопросы относительно моих работ в кино, и мы размышляли о том, как работают разные кинорежиссеры, поговорили про фильм Яна Куннена, про то, как европейские режиссеры смотрят на нас, русских актеров, о том, в чем у русских актеров есть преимущества перед европейскими и наоборот, у европейских перед русскими. Вопросы актерского существования на сцене и перед камерой: эта разница есть, и я считаю, что не говорить о ней — это великое заблуждение в театральных и кинематографических вузах, потому что это разные школы и принципиально разное существование, и об этом мы тоже с ними поговорили. И теперь моей мечтой остается приехать к ребятам на несколько дней, позаниматься тренингами, и чтобы наши занятия завершились бы каким-то перформативным действием, возможно, уличным перформансом — очень этого хочется. Потому что я влюблена в Тобольск, я никогда здесь прежде не была, и очень хочется этот город порадовать и отблагодарить», - резюмировала заслуженная артистка РФ Елена Морозова.