Мыслить межпредметно: при поддержке СИБУРа в Дзержинске состоялись образовательные интенсивы для учителей
Дзержинск, 7 ноября 2024
Однодневный курс состоял из практических занятий и лекций, где учителя познакомились с новыми методиками организации предметного обучения, узнали о нестандартных подходах к решению задач и постановке научных опытов. Также в рамках мероприятия была организована стендовая сессия.
Дмитрий Зайцев, учитель физики и астрономии московской школы №534, победитель и двукратный призёр метапредметной олимпиады, призёр олимпиады ДНК-науки и финалист конкурса «Учитель года Москвы-2023» посвятил свое выступление современным методам обучения естественнонаучным предметам - как наилучшей базе для развития у детей системного мышления и понимания окружающего мира.
Анна Жовленко, учитель математики и информатики школы №29:
«Мне понравилось выступление Дмитрия Зайцева. Считаю, что, он выбрал очень актуальную и полезную для восприятия тему. Дмитрий предложил интересную методику из физики, которую можно использовать, в том числе, и на уроках математики. Казалось бы, предметы разные, но на физических величинах тоже можно показать, как работает «царица наук».
Не менее актуальной оказалась тема, связанная с организацией воспитательного процесса в школе. Юрий Бобринёв, заместитель директора гимназии №1514 г. Москвы, учитель физики, почетный работник общего образования РФ и лауреат конкурса «Учитель года Москвы» рассказал о современных подходах в этой области, а также провел практикум по физике. На занятии «Камера обскура» учителя узнали необычный способ, как понятно и наглядно объяснить детям физические свойства света.
Никита Мешков, учитель математики школы №32:
«Учительский стаж у меня пока небольшой, и я очень благодарен организаторам за такое мероприятие, потому что, помимо прочего, оно поднимает мотивацию работать в школе. Получил здесь много интересной, полезной информации. Образовательные интенсивы — это возможность посмотреть на одни и те же проблемы под разными углами и выбраться из привычной рутины».
Как сформировать у детей универсальные компетенции на уроках математики и возможно ли это? В стандартной программе по этому предмету для 5-11 классов непросто найти место развитию дополнительных «гибких» навыков, востребованных в современном мире, при этом не жертвуя предметными результатами. О том, какие инструменты для этого есть у учителей и у администрации школы, рассказал Иван Меньшиков, руководитель кафедры математики АНОО «Хорошевская школа», победитель конкурса «Учитель года Санкт-Петербурга – 2020» и призер конкурса «Учитель года России – 2020». Кроме того, он провел практическое занятие по использованию цифровых инструментов geogebra и desmos на уроках математики, познакомил учителей с их основными возможностями для решения разнообразных педагогических задач.
Фазовые диаграммы – мощный инструмент предсказания свойств материалов, в том числе сплавов, стёкол и пластмасс. Он полезен не только химикам, но и всем, кто использует материалы в своей профессиональной деятельности. Денис Жилин, кандидат химических наук, автор школьных учебников по химии, учитель с 28-летним стажем, заведующей лабораторией химии и материаловедения частной инновационной школы «Сколка», разработчик набора «Юный химик» и национальный представитель России в комитете по химическому образованию ИЮПАК, раскрыл секреты фазовых диаграмм. Вместе с ним слушатели прямо на практическом занятии создали разные сплавы, изучили их свойства и научились их считывать с помощью предложенной методики.
Екатерина Феоктистова, учитель химии школа №23:
«Самые яркие впечатления от мероприятия — это, безусловно, практические кейсы. Во время занятия мы работали с фазовыми диаграммами, где разбирались с температурами плавления чистых металлов и их сплавов. Я в восторге! Еще и потому, что эти приемы вполне можно применить на уроках с детьми».
На стендовой сессии были представлены инновационные материалы и пособия, используемые в современных образовательных практиках. Так, на книжном стенде можно было познакомиться с изданиями, которые вдохновили спикеров проекта на поиски новых решений, а некоторые - были написаны ими самими. В разделе «Инертность мышления» были продемонстрированы наглядные примеры использования законов физики в противовес логике. Также на стендовой сессии можно было увидеть и собрать конструкцию самоопирающегося купола и пройти математический лабиринт.
Проект «Образовательные интенсивы» реализуется в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа в городах присутствия компании четвертый год. Задача программы – познакомить школьных учителей с передовыми методиками обучения, повысить уровень преподавательских навыков и умений, а также адаптировать стандартные образовательные программы для школьников к запросам современного рынка труда и быстро растущему уровню развития технологий.