RU EN
Закрыть

Научные смены

Значимая статистика
17
городов
~6390
участников смен
~242
преподавателей и ассистентов
Курсы, разработанные ведущими экспертами дополнительного образования, объединяют в себе изучение таких научных областей, как нанотехнологии, физика и химия, робототехника и другие. Мероприятия также знакомят учителей с новыми форматами работы и идеями для проведения экспериментальных занятий

Концепция проекта

Образовательные программы проекта направлены на детей 9-12 лет. Каждый ребенок получает для работы индивидуальный набор со всеми необходимыми расходными материалами. Занятия проводятся в дни школьных каникул, что позволяет ребятам глубоко погрузиться в созидательный процесс. Занятия устроены так, что школьники выступают активными участниками процесса: самостоятельно проводят сложные опыты, собирают экспериментальные установки и создают научные артефакты.

Проект также позволяет повысить компетенции учителей, познакомить их с новыми форматами работы, инструментами для ведения проектной деятельности, идеями экспериментальных занятий.

Научные смены 2017-2023

2017 – Тольятти, Дзержинск, Нижневартовск, Тобольск 

598 детей приняли участие в научных сменах, которые проходили по двум направлениям – «Химия» и «Физика». В рамках программы «Химия» дети учились пользоваться лабораторным оборудованием и пробовали синтезировать новые вещества. В программе «Физика» каждый день дети собирали различные гаджеты: микрофоны, акустические системы, проекторы и т.д. Каждому «изобретению» предшествовал рассказ о законах физики, на которых основано его действие.  В процессе работы «Научной смены» 24 педагога освоили экспериментальную методику обучения, направленную на раскрытие потенциала школьников. Методика основана на инновационном формате ведения занятий с использованием современного оборудования и вовлечением детей в практическую деятельность.

2018 – Благовещенск (РБ), Благовещенск (АО), Воронеж, Дзержинск, Кстово, Нижневартовск, Свободный, Тольятти, Томск

В 2018 году появились новые направления «Научных смен»: «Строим города», в рамках которого дети «строят» макет современного города, и «Инженеры-изобретатели», где дети знакомятся с базовыми понятиями механики, собирают технические конструкции и изучают их принципы работы. Суммарно 1 250 детей и 50 педагогов стали участниками проекта. 

2019 – Кстово, Воронеж, Благовещенск (РБ), Свободный, Пермь, Тобольск, Ноябрьск, Нижневартовск

Более 900 школьников приняли участие в «Научных сменах» по направлениям «Химия + Физика» и «Робототехника». Последний курс, разработанный на базе платформы LEGO® MINDSTORMS® Education EV3, позволил ребятам пройти увлекательный путь от постановки и обсуждения задач до создания опытных установок, подобных тем, что использует физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в лабораторных практикумах и лекционных программах. Сходство ребята смогли оценить по видеоряду, подготовленному специально для этого проекта организаторами «Научной смены» при содействии ведущего вуза страны.  36 педагогов по химии, физике, робототехнике повысили свои компетенции. 

2020 – Благовещенск (АО), Воронеж, Кстово, Нижневартовск, Ноябрьск, Пермь, Свободный, Тобольск, Томск

В 2020 году «Научные смены» прошли в девяти городах в дистанционном режиме. Обучение было организовано по нескольким программам: «Инженеры-изобретатели», «Гаджеты», «Блогинг для подростков». Около 1000 школьников приняли участие в научных сменах, которые провели блогеры–популяризаторы науки. 

2021 –  Дзержинск, Воронеж, Губкинский, Нягань, Благовещенск (РБ), Пыть-Ях, Томск, Ноябрьск

Проект прошел в очном или дистанционном формате, учитывая эпидемиологическую ситуацию в регионе. Мероприятия собрали 980 учеников в возрасте от 9 до 12 лет, а также 69 учителей и ассистентов.  Занятия проходили по двум направлениям:
  • в рамках программы по развитию навыков инженерного проектирования «Инженеры-изобретатели» ребята создавали инженерные устройства, проводили эксперименты, разрабатывали дизайн автомобиля, работали с конструктором Livetronic;
  • программа «Умные технологии» знакомила детей с базовыми понятиями электроники и электричества.
2022 – Благовещенск (АО), Свободный, Дзержинск, Кстово, Нягань, Воронеж, Тобольск, Тюмень

В 8 научных сменах по программам «Инженеры-изобретатели» и «Нанотехнологии» приняли участие 980 детей. Новая образовательная программа «Нанотехнологии» была разработана ведущими экспертами дополнительного образования из научно-популярного проекта «Умная Москва». Она объединяет в себе изучение таких научных областей, как нанотехнологии, физика и химия. Школьники каждый день ставили новые опыты, наблюдая процесс преобразования микроскопических частиц. Среди них – эксперименты с магнитной жидкостью, выращивание кристаллов и даже создание медного зеркала.  Вместе со своими наставниками они подробно разбирали, что такое нанотехнологии, какой у них есть потенциал и в каких отраслях они используются сегодня – от медицины и фармацевтики до разработки компьютерных чипов. Кроме того, ребята проделали большую практическую работу, создавая собственный наномир на рабочем столе.

2023 – Казань, Нижневартовск, Воронеж

Участниками курса, разработанного ведущими экспертами проекта «Умные города» по теме «Нанотехнологии», стали школьники из Казани и Нижневартовска. Юные исследователи осваивали не только теоретический материал, но и активно ставили различные опыты при помощи индивидуальных наборов с расходными материалами. А ребята из Воронежа в течение недели знакомились с основными законами физики, обсуждали принципы работы механизмов, а также самостоятельно собирали действующие модели автомобилей, самолетов, космических аппаратов и тестировали их во время соревнований. За 3 смены 390 детей стали участниками мероприятий, 30 учителей и ассистентов прошли тренинги по проведению программы. 
Елена Крымова, учитель Гимназии №179, Казань: 
 «Как педагог, могу сказать, что программа “Научной смены” составлена очень грамотно, через чередование теории, практики и игр. В течение пяти дней дети были максимально вовлечены в ход занятий, обогащая свои знания в области нанотехнологий. С большим интересом они наблюдали за опытами, старались объяснить их суть, а в конце смены представили свои изобретения».