RU EN
Закрыть

Вера Митина: «За неделю до моего рождения родители купили щенка немецкой овчарки…»

18 августа 2022

С 1992 года в третью субботу августа отмечается Всемирный день помощи бездомным животным. В этом году праздник пройдет 20 августа. В честь этого дня в компании СИБУР объявлен волонтерский челлендж #ДайЛапуДруг, в котором могут принять участие и помочь животным все желающие. Накануне праздника мы поговорили с президентом крупнейшего в России благотворительного фонда помощи бездомным животным «Ника» Верой Митиной. 

Вера, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как Вы стали помогать бездомным животным?

— В моей семье всегда были животные. За неделю до моего рождения родители купили щенка немецкой овчарки. Так у меня появилась подружка-ровесница, с которой я росла, мы вместе раскидывали игрушки и ели кашу. Когда ты растешь с крупной собакой, это откладывается навсегда. Собака умерла, когда мне было 14 лет. Я очень сильно переживала, видела, как это переживает моя семья. Для нас это был член семьи, которого все очень любили. После этого я часто просила у родителей завести собаку, но родители говорили:
«Нет, мы больше не можем, никто не хочет больше испытывать этих сердечных приступов в момент потери любимца». И мама начала тогда говорить, что если хочется заниматься с собаками, то нужно идти в приют и помогать там.

И Вы пошли в приют?

— У меня всегда была к этому тяга, в какой-то момент я даже хотела поступать на ветеринарного врача, но в те времена были популярны юристы и экономисты, поэтому я пошла и отучилась на экономиста. На втором или третьем курсе я решила сходить в приют. Я сама из Зеленограда, и оказалось, что в нашем городе был на тот момент единственный частный приют. Я тогда смотрела программу Animal Planet, где показывали крутые приюты, спасения животных. И мне казалось, что здесь тоже должно быть все так. Я сейчас приду, и все будут рады меня видеть, все будет прилично. Но все оказалось совсем не так. Действительность показала, что проблема бездомных животных огромная. На тот момент – мы говорим про 2011 год – она практически никак не решалась, животные содержались в ужасных условиях, хозяевам приюта часто не хватало средств на еду, их кормили просроченной продукцией, которые отдавали супермаркеты и магазины Зеленограда. Не говоря уже о том, что животные не были стерилизованы, они плодились, не были вакцинированы. Приют находился в бедственном положении.

Дайте отгадаю – так Вы начали помогать приюту?

— Да, я не смогла пройти мимо. Это удивительное чувство, когда ты туда заходишь, и все животные смотрят на тебя из вольеров. Кого-то нужно погладить, кто-то хочет угощения. Я начала постоянно ходить в приют и помогать. Потом я начала рассказывать про приют на своей страничке, мы объединились с другими волонтерами и решили зарегистрировать благотворительный фонд. Нашей изначальной целью была помощь конкретному приюту и конкретным животным, которые там находились. Тогда глобально никто не думал и не знал, во что это вырастет.

Почему благотворительный фонд решили назвать «Ника»?

— Первую собаку, которая попала в приют, звали Ника. Это было такое импульсивное название. Думали, как назвать фонд. И поскольку в приюте никогда ничего не получалось, мы подумали, что назовем фонд «Ника», как греческую богиню победы, и у нас все получится, точно все будет хорошо. И в целом так оно и вышло: наверное, название фонда придало нам сил. Сегодня фонд – крупнейший в России. Может быть, это сыграло свою ключевую роль.

Расскажите, пожалуйста, о фонде и его проектах?

— Со временем мы поняли, что приют, по сути, не решает ничего, это место временного или постоянного содержания животных. Но глобально проблема не решается. Это скорее смягчение последствий, но не работа с источником. Сейчас работа фонда строится по нескольким направлениям, которые «опоясывают» собаку со всех сторон.

Первое – это работа с животными, которые находятся на улицах. Мы занимаемся массовой стерилизацией безнадзорных животных, это основное направление нашей работы. Мы стерилизуем до 3 000 собак и кошек в год. У фонда есть ветеринарная бригада, отловная бригада, которая забирает животных с улицы.

Второе – это работа с населением, с мнением, проведение разных мероприятий, выставок, фестивалей. Мы оказываем ветеринарную помощь пострадавшим на улице животным, у нас есть собственная ветеринарная клиника. Мы работаем с государством, участвуем в круглых столах, вносим свои предложения, как улучшить ситуацию. Консультируем наших коллег из регионов по тому, как начать работать с безнадзорными животными, в том числе по программе ОСВВ («Отлов – Стерилизация – Вакцинация – Выпуск» – Прим. ред.). Фонд занимается программой ОСВВ в 11 административных округах Московской области, это примерно третья часть региона.

Сейчас мы начинаем заниматься изучением урбанистики – всего, что связано с комфортным обитанием животных и людей в городах.

Это новое направление деятельности фонда? Что оно включает?

— Да, урбанистикой мы занимаемся относительно недавно. В основном это исследовательская работа. Мы понимаем, что благодаря комфортным условиям намного меньше животных будут оказываться на улице. Как пример, мы часто требуем, чтобы все люди вокруг нас убирали за своими домашними питомцами на улице. Но как это сделать, если у нас даже не стоят урны для этих отходов? Если человек забыл пакетик, то он не сможет собрать отходы и выкинуть в урну.

Это все касается и времяпрепровождения с питомцами: у нас закрыты торговые центры, даже некоторые парки для посещения с собакой. Жизнь строится так, что собака должна нас ждать дома, хотя это высокоразвитое, высокоэмоциональное существо, и это доказано учеными. Пять минут прогулки вокруг корпуса и двух подъездов явно недостаточно. Животные хотят проводить с нами время, но инфраструктура города часто предлагает очень ограниченное количество возможностей для такого времяпрепровождения. И мы понимаем, что если этих возможностей было бы больше, то, скорее всего, больше людей заводили животных, в том числе брали бы питомцев из приютов. 

Фонд открыл многофункциональный центр помощи животным – независимую республику «Мокрый нос». В чем специфика центра?

— У первого нашего приюта в Зеленограде, который я посещала, не была оформлена земля, и в какой-то момент возник риск, что власти города «выгонят» приют, и его нужно будет куда-то перевозить. Я как человек с международным экономическим образованием решила изучить иностранный опыт. Оказалось, что во многих странах нет приюта как инфраструктурной единицы. Это обычно комплекс разных зданий, который чаще всего включает какую-то коммерческую деятельность, с ветеринарными центрами, магазинами, кинологами, которые занимаются в том числе с домашними питомцами. Это целая система, которая предлагает не только решение социальной проблемы, но и услуги населению, и сама себя обеспечивает. Нам этот подход очень понравился, и мы стали двигаться в эту сторону.

«Мокрый нос» уже открыт?

— Да, мы уже открылись. На базе центра проводится стерилизация по программе ОСВВ. Центр функционирует пока частично в части работы с собаками.  Пока не достроены дом для кошек, лекционный зал и парк, где люди будут гулять с животными.

Вера, какая роль у Вас в фонде «Ника»?

— Я – руководитель фонда. Изначально я проводила больше времени с собаками в приюте, сейчас я сосредоточилась на организационной деятельности: утверждаю программы, привлекаю средства, слежу за своевременным выполнением задач другими сотрудниками. В общем обычная директорская административная работа, сочетающая контрольные и финансовые функции.

Расскажите, пожалуйста, о команде фонда.

— В момент создания фонда было 3 единомышленника. Сейчас у нас достаточно большая команда, 40 человек. В основном это сотрудники, которые работают непосредственно с животными: рабочие в двух приютах, которые ухаживают за животными, кинологи, администраторы приютов, ветеринарные бригады, состоящие из хирурга и ветеринарных фельдшеров, две отловные бригады, включающие ловцов и водителей. Еще 10 человек занимаются работой с партнерами, продвижением фонда, привлечением средств, обрабатывают входящие письма от людей, которым нужна помощь. В общем, эти 10 человек погружены в административную и фандрайзинговую деятельность.

Помимо сотрудников у нас большая команда волонтеров фонда. Каждый из двух приютов посещают примерно 300 человек в месяц. Есть волонтеры, которые посещают нас каждую неделю, ездят как на работу. Многие волонтеры, которые изначально посещали приюты, продолжают приезжать и сейчас. Очень приятно при проведении опросов читать, что некоторые волонтеры вместе с фондом с 2011 года.

Почему, на Ваш взгляд, важно помогать бездомным животным?

— Помощь бездомным животным не сосредоточена только на помощи самим животным. Это история про безопасность. Мы все понимаем, что безнадзорные животные, которые находятся на улице, могут становиться причиной разных несчастных случаев. Для того, чтобы этого не было, нам нужно ответственно подходить к вопросу, и начинать с себя. Корень проблем с безнадзорными животными – это человек. Например, большое количество животных находятся на самовыгуле и продолжают плодиться вне дома. У них часто безответственные хозяева, которые куда-то вывозят или отдают щенков, когда они рождаются. Проблема может быть решена только за счет ответственного отношения людей к животным. Бездомные собаки и кошки – это изначально выведенные животные, домашние. На улице они очутились не от хорошей жизни. Наше ответственное отношение к своим домашним питомцам и к окружающей среде напрямую влияет на численность бездомных животных на улице.

Бездомные животные – это вопрос безопасности, инфекций, покусов, всяких неприятных историй, с которыми сейчас сталкиваются города. В принципе, если посмотреть на повестку СМИ, мы часто читаем и смотрим про эти истории.

В чем сложность системного решения проблемы бездомных животных в России?

— Достаточно часто города не знают, что с этим делать, или делают что-то неправильно. Проблема достаточно простая, решаемая, ее решение недорого стоит по сравнению с другими проблемами. К сожалению, люди часто не проводят нормальный мониторинг, не знают, какое число бездомных животных находится на их территории. Часто это догадки, а не профессиональный подсчет. Нет понимания, сколько животных нужно отловить, чтобы их количество уменьшалось. Даже суть программы ОСВВ люди не всегда понимают. Есть большая проблема – люди не знают, как это делать.

Еще один момент – у нас очень большая страна, разноплановая. А системный подход нужно применять везде и сразу. Для этого нужны четкие инструкции, например, по созданию инфраструктуры. Применять программу ОСВВ без нее – приютов, врачей, ловцов, машин, наркоза, хирургического стола – не получится. Минимальная инфраструктура должна быть создана.

Как могут помочь добровольцы в работе с бездомными животными?

— Волонтеры – это вообще двигатель, незаменимый для многих приютов. Если говорить о поддержке приютов в своих городах, то волонтеры могут организовать акции по сбору помощи, провести уроки добра в школах, чтобы воспитать новое поколение, приехать и что-то построить.
В приютах всегда нужна волонтерская помощь и там всегда нехватка рук.

Для животных волонтеры – важные помощники в социализации. Животные 90% времени проводят в вольерах, у них социализация на очень низком уровне. И каждый приезд волонтеров – это возможность прогуляться, получить новые ощущения, что-то понюхать, что-то поделать. Если это делать на регулярной основе, то можно увидеть, как подопечные меняются. В конечном счете социализированным животным намного легче найти свой дом.

В фонде много возможностей для тех, кто добровольно хочет помогать: мы устраиваем корпоративные выезды в приюты для компаний, предлагаем взять собаку или кошку под финансовую опеку, если забрать животное не получается. Совместные акции, сборы и проекты, инициированные волонтерами, помогают привлечь к помощи тех, кто еще не знает фонд и никогда не сталкивался с его работой.

Волонтеры часто выступают двигателем в решении местных проблем. Пока информация дойдет до фонда, с большой долей вероятности какому-то сбитому животному уже помог волонтер на месте: оказал первую помощь и отвез в клинику. Волонтеры – это лучшие местные санитары городов, поселков, сел, СНТ. Без них мы бы узнавали меньше половины случаев жестокого обращения с животными.

Очень важная функция волонтеров – интеллектуальная помощь. Фонды, которые помогают бездомным животным, – это часто что-то хаотично созданное в эмоциональном порыве. Поэтому помочь создать сайт с фотографиями, решить юридические вопросы с оформлением приюта или земельного участка, просто организационные вопросы помогают волонтеры. Они часто могут рассказать, как организовать работу правильно. Это в целом повышает уровень сектора. 

Как Вы считаете, нужно ли волонтерам, помогающим бездомным животным, проходить специальное обучение?

— В целом можно это делать без специальной подготовки, но какие-то азы нужно знать. Обычно этому обучаются уже за первые несколько посещений приюта. Например, если вы видите на улице бездомную собаку, то не надо совать руки, обниматься, целоваться. Мы же не знаем, болеет ли чем-то животное или нет. У нас до сих пор подтвержденные случаи бешенства, бездомное животное может стать переносчиком этого заболевания. Помощь нужно оказывать осознанно.

Я лично против помощи, когда кормят около домов. Это не только неэффективно, но и может сработать против животных. Важно помнить не только о своем комфорте или о своем желании помочь животным, но и о том, что другие люди могут не разделять ваши желания. Нужно постараться не совершать те действия, которые нам кажутся хорошими, но в конечном счете они могут приносить больше вреда, чем помощи бездомным животным.

К счастью, сейчас достаточно много полезных материалов и онлайн-лекций, которые можно посмотреть. Например, на сайте нашего фонда есть раздел «Полезные материалы». Можно послушать лекции кинологов, такие лекции можно найти онлайн.

И по традиции, наш заключительный вопрос о планах. Поделитесь, пожалуйста, своими ближайшими «творческими планами».

— Мы надеемся, что с осени стартует наш фестиваль Woof. Это крупнейшая выставка пристройства животных, она проходит в разных городах-миллионниках. Планируем провести фестиваль в этом году в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Рассчитываем, что животные найдут дом, а люди взглянут на приютских животных под другим углом.

Еще одна история, которую мы хотим развивать, – это комфортный город для животных и для людей. Здесь мы надеемся, что к концу года сможем разработать методические рекомендации для девелоперов, которые помогут им строить города и районы, отвечающие последним модным тенденциям для собачников и кошатников. Мы хотим, чтобы людям захотелось заводить животных в городе.

Дорогие читатели! Если вы хотите помочь бездомным животным или присоединиться к команде волонтеров фонда «Ника», вы можете ознакомиться с деятельностью и проектами фонда на официальном сайте www.fond-nika.ru или в группе Вконтакте vk.com/ournika.

Всех, кто неравнодушен к хвостатым друзьям, приглашаем принять участие в волонтерском челлендже СИБУРа #ДайЛапуДруг. Для этого нужно любым способом помочь бездомным животным. Условия участия читайте на нашем сайте.

Для тех, кто пока не знает, с чего начать, предлагаем посмотреть вебинар с президентом фонда «Ника» Верой Митиной и корпоративным волонтером СИБУРа Ксенией Кошелевой на тему «Зооволонтерство: как помочь бездомным животным». Запись доступна по ссылке.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски интервью: