RU EN
Закрыть

Лилия Афлятунова: «Моя цель – показать детям, что их действия могут стать вкладом в сохранение природы»

Томск, 29 ноября 2024

В ноябрьском выпуске рубрики «О людях и хороших делах» главный эксперт по экологии «Томскнефтехима» и экопросветитель Лилия Афлятунова рассказала об опыте проведения экоуроков для школьников, поделилась полезными экоресурсами и предложила шаги для улучшения системы раздельного сбора отходов в России.

Расскажите, пожалуйста, о Вашем карьерном пути?
– Мой путь в экологии начался благодаря вдохновляющему учителю, который посеял во мне любовь к науке. Я всегда стремилась к знаниям, и, окончив физико-математический лицей с золотой медалью, поступила на экологический факультет. Только на экологическом образовании мое стремление к развитию в этом направлении не закончилось. Спустя 2 года я поняла, что для решения сложных задач в моей карьере, где я уже тогда сопровождала более 30 предприятий, требуется глубокое понимание законодательства. Тогда я продолжила свое обучение на юридическом факультете Казанского университета. Конечно, специализировалась я на экологическом праве. В дальнейшем слияние ТАИФа и СИБУРа открыло передо мной новые возможности, я приняла вызов и переехала из Казани в Томск, где в июне 2023 года стала частью команды «Томскнефтехима».

В прошлом году Вы провели более 50 экоуроков о пользе раздельного сбора отходов для школьников. Что вдохновило Вас начать эту инициативу?
– На «Томскнефтехиме» я не только продолжила свою профессиональную деятельность, но и нашла новый вдохновляющий путь – обучение детей основам экологии и устойчивому развитию. Совместно с Центром экономии ресурсов мы разработали уникальные учебные материалы, которые помогают детям понять важность заботы о природе и возможности утилизации материалов. Теперь я работаю также со школьниками и студентами. Это наполняет меня радостью, ведь это позволяет передавать свои знания и вдохновлять следующее поколение.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать лектор?
– Хороший лектор должен уметь найти подход к своей аудитории. Особенно это важно, если речь идет о детях. Нужен интерактивный подход, чтобы удерживать их внимание. Ключевое – объяснить важность раздельного сбора отходов и показать, как это помогает переработке и повторному использованию материалов. Также важно вдохновлять личным примером.

Могли бы Вы поделиться ресурсами, на которых можно взять информацию/материалы для подготовки лекции?
– Да, конечно. «Вторая жизнь пластика» – комплексная система эффективных просветительских форматов, которая с этого года включена в методические рекомендации Федерального центра дополнительного образования России (ФЦДО) для педагогов общего и дополнительного образования. Обучающая программа доступна каждому: после регистрации на сайте втораяжизньпластика.рф педагог получает готовый комплект материалов для проведения занятий. Программа «Вторая жизнь пластика» была впервые разработана в 2019 году с привлечением экспертов-экологов и методистов. К началу нового учебного года материалы урока и методические рекомендации были переформатированы с учетом особенностей и трендов школьного образования, был обновлен их дизайн и перезапущен сайт программы. Теперь экоуроки также доступны на портале Экокласс.рф.

Какие тематики и вопросы Вы чаще всего поднимаете на Ваших экоуроках?
– На моих экоуроках мы обсуждаем ключевые вопросы устойчивого развития. Главная тема – раздельный сбор отходов и его влияние на переработку. Я рассказываю, какие фракции можно переработать, что происходит с пластиком, стеклом и металлом после их утилизации, и почему так важно правильно сортировать отходы. Также мы затрагиваем тему экономии ресурсов: как бережно использовать воду, энергию, минимизировать отходы. Я стараюсь делать уроки максимально интерактивными, используя игры, которые демонстрируют процессы переработки или экологические привычки. Иногда обсуждаем более глобальные вопросы – изменение климата, загрязнение океанов и роль каждого человека в решении этих проблем. Моя цель – показать детям, что их действия могут стать вкладом в сохранение природы. Например, после уроков многие школьники начинают уговаривать родителей поставить дома контейнеры для раздельного сбора отходов. Такой эффект особенно вдохновляет меня продолжать эту работу.

Как школьники реагируют на экопросвещение и почему, на Ваш взгляд, важно это делать?
– Детям очень нравятся творческие задания, настольные игры, в которые мы с ними играем. Очень нравится, как детки слушают, задают вопросы, делятся своими знаниями. Получается живой диалог между мной и классом. Особенно приятно, когда в конце занятий они подходят и просто обнимают меня, благодарят, просят прийти еще.

Как бы Вы оценили уровень осведомленности населения о раздельном сборе отходов в Вашем регионе? Почему?
– На мой взгляд, в Томске уровень осведомленности о раздельном сборе отходов довольно высок для города с численностью населения менее миллиона. Этому способствуют регулярные акции, образовательные инициативы и поддержка со стороны экологических активистов. Однако, несмотря на осведомленность, часто не хватает практической информации о том, куда можно сдать отсортированные отходы. На моих мероприятиях люди часто спрашивают: «Где в городе сдать батарейки, старую электронику или макулатуру?». Это показывает, что желание заботиться об экологии есть, но система пока не до конца прозрачна и доступна. Поэтому я считаю важным не только продолжать информировать население, но и развивать инфраструктуру для утилизации отходов.

Какие действия, по Вашему мнению, необходимы для улучшения системы раздельного сбора отходов в России?
– Возможно будет немного тезисно, но думаю вполне понятно:
  • связать в одну логистическую цепочку не только точки раздельного сбора отходов, но и сортировочные станции и перерабатывающие предприятия;
  • поддерживать местный бизнес и общественные инициативы по созданию пунктов приёма вторсырья;
  • региональным и муниципальным властям, а также региональным операторам – заниматься экопросвещением, проводить акции по приёму вторсырья, создавать и распространять обучающие материалы, повышая прозрачность системы для населения.
Взаимодействуете ли Вы с местным населением и активистами по вопросам экологии? Если да, то по каким вопросам и как?
– Да, я активно взаимодействую с местным населением и экологическими активистами. Например, мы сотрудничаем с ОГБУ «Облкомприроды», участвуем в их акциях и мероприятиях. Также я работаю с образовательными учреждениями, проводя лекции и мастер-классы для детей и взрослых. Эти мероприятия помогают сформировать у населения осознанное отношение к раздельному сбору отходов и экологии в целом.

Как, по Вашему опыту, можно вовлечь больше людей в экологические инициативы?
– Я считаю, что для того, чтобы вовлечь людей, нужно вначале донести до них ту информацию, те вопросы и проблемы, которые сейчас актуальны в стране и мире. Только сперва просветив, дав им пищу для размышления, далее можно ждать от них либо положительной, либо нейтральной реакции. Почему только такие варианты – потому что никто не хочет сделать свою жизнь в будущем хуже той, что есть у них сейчас, все хотят жизнь в комфортных и благоприятных условиях. Человек думающий, до которого донесли информацию, в любом случае сделает правильный выбор.

Как Вы заботитесь об экологии на уровне личных привычек и рутины?
– Как-то специально я не развиваю в себе экологические привычки. Я считаю, каждый сам для себя выбирает, что он сможет делать и при этом испытывать чувство удовлетворения. Я решила собирать те фракции пластика, которые принимают существующие в городе пункты приема, обязательно ношу в магазины шоппер, а также (пусть это и звучит смешно) использую одну и ту же бутылку из-под питьевой воды на работе.

Какие советы Вы бы дали тем, кто хочет сделать мир более экологичным?
– Я советую начать с малого. Установите дома контейнер для раздельного сбора отходов, откажитесь от пластиковых пакетов, начните экономить ресурсы, такие как вода и электричество. И самое главное – не бойтесь делиться своими знаниями и опытом с другими. Когда вы рассказываете друзьям и коллегам о своих экологических привычках, вы вдохновляете их делать то же самое.

Поделитесь, пожалуйста, своими планами на добрые дела: какие направления/форматы помощи Вы хотели бы еще попробовать?
– В этом году расширяю свою деятельность в экологическом просвещении. Педагоги учебных заведений приглашают в качестве члена жюри на школьные научно-практические конференции либо эксперта в рамках Всероссийских конкурсов. Очень много и других планов, идей. Пока пребываю в творческом осмыслении и путях реализации. Сейчас очень основательно начала бегать – увеличиваю дистанции и расширяю географию забегов, хочу придумать что-то интересное в коллаборации с организаторами данных мероприятий.

Узнать больше о волонтерах СИБУРа и предстоящих акциях можно ВКонтакте и Телеграм.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски: