RU EN
Закрыть

Андрей Ольховский: «Кто не стучится в дверь, тому не открывают»

Нижневартовск, 7 сентября 2022

В сентябрьском интервью рубрики «О людях и хороших делах» говорим с директором автономной некоммерческой организации развития молодежных инициатив «Арт Среда» из Нижневартовска Андреем Ольховским о том, чем может помочь некоммерческий сектор в развитии культуры, и разбираемся, почему важно участвовать в грантовых конкурсах.

Андрей, как Вы попали в некоммерческий сектор? С чего все началось?

— Начнем с того, что художнику непросто быть организатором. Это непростой путь, но интересный. В 2013 году я закончил университет и понял, что нужно как-то развиваться. Мы всегда с ребятами занимались уличным искусством, граффити, участвовали в разных фестивалях, старались выехать в другие города. Пытались качать нашу территорию, но никак не получалось. Я искал выходы, как это все сделать. Вступил в молодежный совет, молодежный парламент округа. Стал изучать юридические нюансы. Там я понял, что существуют некоммерческие организации и что все ребята, которые делают крупные вещи, уже создали свои некоммерческие организации и подают заявки на реализацию своих проектов. До этого был опыт получения небольшого гранта на Форуме молодых деятелей культуры и искусства «Таврида» как физического лица, но с большим финансированием я не работал. Сначала мы подавались через другие организации, но это не всегда было удобно. Поэтому решили создать свою. Так и открылась «Арт Среда», и мы стали подавать заявки на различные конкурсы.

Победы на конкурсах пришли быстро?

— Да, практически сразу. Сначала мы победили в конкурсе Фонда президентских грантов, потом получили грант «Формулы хороших дел». Наверное, помогло второе высшее образование по дизайну среды, которое я получил осознанно. Я много занимался антропологическими исследованиями, изучением городской среды, опытом других городов, находящихся рядом с большой водой. Какую архитектуру они развивают? Как они используют свой этнический код, проблематику коренных народов?

В какой-то момент мы решили, что ТП (трансформаторные подстанции – Прим. ред.) для нашего уровня уже мало и что нужно заниматься фасадами и искать дополнительное финансирование. Получили субсидию Департамента культуры ХМАО-Югры и грант Департамента общественных связей ХМАО-Югры, поэтому смогли сделать фасады в прошлом году в рамках фестиваля.

В этом году наш ключевой партнер – компания СИБУР, программа социальных инвестиций «Формула хороших дел».

Расскажите, пожалуйста, о деятельности «Арт Среды», которую Вы возглавляете.

— Организация создавалась, чтобы развивать культуры в Нижневартовске. Мы стремимся создать комфортные условия для творческих людей у нас в городе, в которых они хотели бы развиваться. Мы прошли этот творческий путь и теперь создаем условия для начинающих.

На грантовом конкурсе «Формулы хороших дел» дважды был поддержан фестиваль «Мóсты». Какая идея у фестиваля?

«Мóсты» – это хантыйское слово, которое переводится как «нужный». Философия фестиваля – показать, что искусство нужно, что нужно его развивать, что нам нужно развиваться самим, что нужно вкладывать свои усилия в развитие территории. В общем все смыслы вокруг слова «нужный». Главная задача фестиваля – развивать разнообразие взглядов, повышать насмотренность зрителей. И показать, что наша жизнь шире, чем капля нефти и олень, как это иногда представляют нашу территорию дизайнеры извне. Мы стремимся включать и новые направления современного искусства. В прошлом году делали граффити и муралы (произведение искусства, нарисованное на стенах внутри зданий или снаружи – Прим. ред.). В этом году хотели пригласить еще ребят, которые занимаются мозаикой и визуальным искусством. Поэтому у нас в названии «фестиваль уличных искусств».

Фестиваль развивается. В прошлом году у нас была подана 81 заявка на участие, в этом уже 206. На следующий год будем прорабатывать танец, музыку и другие направления современного искусства. Возможно, попробуем что-то с уличным театром.

Фестиваль проходит в формате конкурса?

— Да, все верно. Мы как организаторы два года вообще не принимали участие в отборе заявок. Мы только создавали условия для подачи заявок и подведения итогов. У нас было независимое жюри, состоящее из художников разных направлений, общественности, администрации города, организаторов фестивалей в других городах. Члены жюри выставляют оценки, после этого подводятся итоги по наивысшему баллу.

Дальше планируется сохранить эту практику независимого отбора участников фестиваля?   

Мы поняли, что в этой практике есть положительные и отрицательные стороны. Ключевой недостаток – направления, которые представляют победители конкурса, бывают достаточно сильно ограничены. Например, в один год к нам пришли муралисты и граффитисты. В следующем году постараемся сделать немного по-другому: некоторых участников фестиваля мы пригласим сами, чтобы показать разнообразие жанров современного искусства. Но при этом практику проведения конкурса сохраним, других участников фестиваля отберем по итогам конкурса.

Чем Вы вдохновляетесь в своей деятельности?

В последнее время меня вдохновляют дети и молодежь. Им все это интересно. Может быть, приходит родительский возраст. Когда видишь эмоции, хочется делать еще.

Как к Вам приходят идеи для новых инициатив?

Обычно все начинается с выбора объектов. Проходишь по городу и сразу видно профессиональным взглядом, где стоит что-то сделать, а где – нет. Если говорить об эскизах, то обычно это результат диалога. Жители домов или организация-собственник обычно высказывают свои пожелания, исходя из собственной деятельности и видения среды. Для нас важен диалог художников с местным сообществом. Художники стараются учесть все пожелания, вкручивают их в эскиз. Этот диалог мы стараемся поддерживать и внутри нашей команды, конструктивно реагировать на обратную связь от коллег.

У «Арт Среды» большая команда?

В том году команда была 4 человека. Мы очень сильно вымотались на объектах, помогло адекватное отношение к нашей команде организаторов со стороны приезжих художников, которые где-то помогали нам с организацией работ. В этом году нас стало больше, 12 человек.

Кроме того, появились волонтеры, которые нам помогают. Можно сказать, что у нас образовалось небольшое арт-волонтёрство, «подмóстерье». Это ребята, которые умеют рисовать и готовы помогать художникам, получая опыт работы с большими объектами. И в целом помогают с небольшими задачами, за что им отдельное спасибо.

Какая роль у Вас лично в реализации инициатив «Арт Среды»?

— Изначально моя роль была «все и везде». Включая документы, бухгалтерию, отчетность. Наверное, хотел понять процесс целиком, было интересно во всех нюансах разобраться, в том числе чтобы можно было потом делегировать.

В этом году я уже не веду соцсети, не работаю с волонтерами, не редактирую фотографии. Моя задача сейчас в большей степени договоренности, согласования, решение наиболее сложных вопросов, которые возникают по ходу. Например, в этом году договорились по одному фасаду, я улетел на защиту проекта на Форум уральской молодежи «Утро», а у нас началось благоустройство рядом с фасадом в период приезда художника, пришлось срочно искать новую технику, удаленно перенастраивать работы. Кроме того, я работаю с командой, общаюсь с художниками, ну и остаюсь, наверное, «вдохновителем» фестиваля. Но иногда и траву кошу для художников, и стены окрашиваю и т.д. Мы как одна большая творческая семья.

Давайте поговорим о Вашем опыте участия в грантовых конкурсах. Почему стоит участвовать в грантовом конкурсе «Формулы хороших дел»?

— Кто не стучится, тому не открывают. Нужно пробовать, подаваться, если вы чувствуете, что у вас хорошая идея и ее нужно реализовать.

У Вас есть опыт участия и победы в других конкурсах. В чем специфика грантового конкурса «Формулы хороших дел»?

— Мне очень нравится работать с командой «Формулы хороших дел», потому что взгляды компании не консервативные. Строгие, но открытые к новому, к молодежи, к современному искусству, к классическому искусству. Ребята всегда дают обратную связь. Мне интересно работать.

На что стоит обратить внимание при подготовке грантовой заявки?

Первое – читать правила подачи заявки. Понимать, куда ты подаешься, на какую тематику. Это, наверное, основа основ. Второе – должна быть четкость, понимание сути проекта. Я много раз видел, когда люди пишут заявку про яблоки, а просят деньги на корзины, причем корзины для белья. Ну и третье и самое главное – все социальные проекты направлены на людей. Основа социального проекта – не личная выгода, а польза для общества. Многие в проекты идут ради материального благополучия, а это история про развитие общества и позиционирование себя как социально активного гражданина.

Какие факторы важно учитывать при реализации любого социального проекта?

— Когда ты получил грант, важно не расслабляться и все делать как можно быстрее, как минимум на неделю раньше. Потому что время летит очень быстро. Не менее важно закладывать хорошего бухгалтера, который будет контролировать закупки, финансы проекта. Особенно это касается творческих проектов. Если в проекте нет бухгалтерии, то не стоит начинать, потом не отчитаешься.

В чем секрет успеха от Андрея Ольховского?

— Нужно всегда заниматься творчеством, быть разносторонним и стараться уделять время искусству.

Сейчас очень модно рассказывать о каких-то ошибках, которые не стоит повторять. Что бы Вы сейчас сделали по-другому?

— Без ошибок нет опыта. Первая ошибка, которую можно учесть, – сформулировать недостижимые результаты, поставить высокие показатели. Это первая хорошая ошибка, которую стоит сделать. Бывает, что люди ставят, например, 3 млн просмотров на старте, а на проект всего 500 тысяч рублей. А потом думают, как получить столько просмотров. После таких ошибок приходит осознанность мировоззрения. Вторая ошибка, которую стоит допустить, – поставить гонорары спикерам или художникам, не спросив, за сколько они сделают работу. Вот эти две ошибки я бы посоветовал сделать, чтобы понять реальность этого мира.

Ну и в заключении вопрос о ближайших творческих планах «Арт Среды» и Ваших лично. Что нам стоит ожидать?

— В этом году мы уже заканчиваем с фестивалем, почти все объекты уже сделали. Осталось завершить совсем немного в Нижневартовске и Сургуте, где хотели сделать работы ребята из нашей команды. Мы получили на это дополнительное финансирование от Росмолодежи.

В дальнейшем хотим сделать фестиваль окружным и в перспективе 3-5 лет выйти на биеннале. Биеннале – это хороший формат, когда ты год готовишься, потом делаешь хорошую площадку. Но для этого нужно еще поднабраться опыта. На следующий год планируем фестиваль в Нижневартовске, Нижневартовском районе и Пыть-Яхе. В Пыть-Яхе мы уже работали, обросли связями в этом городе. А в Нижневартовском районе я прожил 26 лет.

Очень хотим выйти на крупные масштабные истории, которые были бы интересны с коммерческой точки зрения: резервуары, промышленные объекты, самолет. Но это пока больше мечты.

Еще у нас есть понимание, что нужно искать здание. Где оно физически будет находиться, пока не знаю. Мы хотели бы сделать пространство, где можно было бы проводить мероприятия, например, выставки. Это позволило бы нам быть более независимыми в своей деятельности. Сейчас мы в поиске такого помещения, которое стало бы своеобразной точкой силы и притяжения.

Дорогие читатели! Подробнее узнать о деятельности «Арт Среды» можно в официальной группе Вконтакте https://vk.com/artcreda, о фестивале «Мóсты» – в группе https://vk.com/mosty_fest86 или в Telegram-канале https://t.me/mosty_fest86.

И напоминаем, что заявки на конкурсы грантовых и межрегиональных проектов в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» принимаются до 16 октября 2022 года на сайте https://contest.formula-hd.ru/.

При возникновении вопросов можно обращаться к координаторам по электронной почте: по грантовому конкурсу – на адрес grant@formula-hd.ru, по конкурсу межрегиональных проектов – на адрес project@formula-hd.ru.

Задать вопросы координаторам можно также в ходе вебинара «Основы социального проектирования», который состоится 22 сентября, и будет полезен как опытным участникам, так и новичкам. Зарегистрироваться на вебинар можно, отправив заявку на почту: info@formula-hd.ru.

На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски: