Анастасия Просяник: «Я хочу думать о других»
31 октября 2022
В октябрьском интервью рубрики «О людях и хороших делах» беседуем с послом программы социальных инвестиций «Формула хороших дел», ведущим специалистом «Нефтехимической транспортной компании» Анастасией Просяник о волонтерском движении СИБУРа «Люди, меняющие мир», которому недавно исполнилось 5 лет, и о волонтерстве как образе жизни.
Анастасия, с чего начался Ваш путь волонтера?
— Моя волонтерская деятельность началась 10 лет назад, когда я пришла в СИБУР. Наш руководитель увидел мою активность и предложил взять патронат над каким-нибудь социальным учреждением Тобольска. Я почти сразу нашла Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, и уже в течение 10 лет мы помогаем центру. Там уже все руководители нас знают, есть традиционные акции, которые мы проводим для детей каждый год. Когда мы начинали этим заниматься, мы даже не знали такого понятия «волонтер». Только спустя пять лет мы узнали, что мы — волонтеры.
Почему Вы решили заняться волонтерской деятельностью и продолжаете этим заниматься? Что движет волонтером Анастасией Просяник?
— Мне безумно нравится этим заниматься. Я люблю ездить к детям, к собакам, на какие-то очень добрые дела. Когда я еду с какого-нибудь доброго мероприятия, я сижу и думаю, как мне хорошо на душе, какие мы все молодцы. Когда мы съездили на наш форум корпоративных волонтеров «Люди, меняющие мир» в Москву, я так вдохновилась, что сразу подала заявку на конкурс волонтерских проектов сотрудников СИБУРа. Потом послушала вводный вебинар от команды ФХД, и еще две заявки подала. Я хочу делать добро. Я пришла к такой мысли, что очень многие люди думают только о своих интересах и своей семье. Я не хочу так жить, я, наверное, для них «ненормальная». Но я хочу жить по-другому, думать о других людях и их заботах. Мне кажется, что все люди должны раз пять в год совершать что-то хорошее. И очень рада, что коллеги поддерживают и участвуют в моих инициативах.
В 2017 году СИБУР запустил движение «Люди, меняющие мир». Что изменилось в Вашей жизни после 2017 года?
— Во-первых, у нас появились большие возможности, мы смогли получать грант на свои инициативы. Когда я в первый раз выиграла грант, нам удалось собрать 100 волонтеров на строительство вольера в приюте. Это были не только сотрудники СИБУРа, но и просто активные тоболяки, которые увидели мои посты в соцсетях.
Во-вторых, у нас появилось большое сообщество единомышленников, очень много друзей. Мы начали совместно обсуждать идеи проектов, я стала помогать другим сотрудникам доработать проекты, которые мы потом вместе проводили. Мы стали понимать, кто в каком направлении волонтерства готов участвовать: кто хочет помогать детям, кто поедет к собакам. До 2017 году мы действовали как команда нашего предприятия. Сейчас мы одна большая команда корпоративных волонтеров СИБУРа, и нам помогают коллеги из других городов!
У меня был случай, когда после победы в конкурсе волонтерских проектов мне позвонил руководитель нашего предприятия из Москвы и предложил помощь. Когда я услышала его голос по телефону, я сначала подумала, что это какой-то розыгрыш. В итоге он вместе с супругой очень здорово помогли финансово с реализацией нашего проекта. Эта помощь позволила нам реализовать проект совсем на другом уровне. После того, как мы все сделали, я, конечно, отправила ему отчет о расходовании средств. И это все стало возможным благодаря нашему волонтерскому движению!
Были ли какие-то ошибки на старте, которыми сейчас уже можно поделиться? То, что сейчас Вы бы точно сделали по-другому?
— Да, конечно, таких выученных уроков сразу несколько:
- При планировании проекта важно учитывать, что не все виды работ можно закрыть на безвозмездной основе, за счет волонтеров. У нас был один проект, где нужны были услуги парикмахера и визажиста, но найти их удалось только за деньги.
- Нужно быть готовым к тому, что целевая аудитория вашего проекта не всегда будет позитивно воспринимать проект. Вы можете столкнуться с людьми, которые будут с не очень довольными лицами участвовать в проекте. Особенно если вы работаете с семейной аудиторией: дети могут быть счастливы, а родители — недовольны.
- Волонтеры участвуют в проекте безвозмездно, поэтому они не всегда могут прийти. Особенно это касается длительных проектов. Когда мы занимались строительством вольеров, волонтеры постепенно уставали от этой деятельности. Найти волонтеров на один-два мастер-класса намного проще, чем на длительные проекты.
Уже 10 лет Вы помогаете воспитанникам Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тобольска. Что изменилось за это время в учреждении?
— Воспитанники центра мало общаются с внешними людьми, в основном замкнуты в своем учреждении. Наши инициативы помогают им раскрепоститься. Моя любимая акция — это День сладкоежки, когда мы приезжаем в центр с тортами и пьем с детьми чай. Нужно видеть лица детей в эти моменты! Конечно, мы приезжаем на 1 сентября, в Новый год, но неожиданные визиты в центр для них, наверное, самая большая радость.
Ключевой результат нашей активности там — дети стали более открытыми и не замкнутыми в своей среде. Чтобы понять ситуацию, которая была в начале, есть одна история. 8 лет назад мы решили для воспитанников центра организовать бесплатный сеанс в кинотеатре. Директор предприятия выделил автобус, и мы поехали на мультфильм «Холодное сердце». Мы входим в торговый центр, а девочка смотрит на нас и говорит: «Я боюсь ехать на эскалаторе. Я ни разу не ездила на эскалаторе». Оказывается, дети в первый раз в жизни оказались в торговом центре и в кинотеатре. Сейчас они привыкли к таким развлечениям, с тех пор мы выезжали в кинотеатр три раза. Дети уже не испытывают страха и более привычно относятся к такому формату досуга.
Нужно ли волонтерам, которые работают в специальных учреждениях, проходить специальное обучение? Если нужно, то в чем состоит обучение?
— В первую очередь нужно прийти в администрацию учреждения и познакомиться, уточнить специфику воспитанников, разузнать ситуацию. Иначе на порог учреждения волонтеров никто не пустит.
Еще один важный момент — психологически подготовиться к поездке в специальное учреждение, заранее понимать, что вас ожидает. Каждая поездка в социально-реабилитационный центр — это определенное психологическое испытание, к которому нужно быть готовым. Нужно честно ответить себе на вопрос, что ты можешь сделать для этих детей, а что – не можешь.
У Вас за плечами сразу несколько реализованных проектов для бездомных животных. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Мы начали с того, что в рамках Совета молодежи нашего предприятия решили собрать корм и отвезти в один из приютов города. Приехали туда и поняли, что нужно немного другое. Спросили у руководителей приюта, что нужно, и в рамках конкурса волонтерских проектов построили вольер для животных. К сожалению, мы не увидели большого энтузиазма к нашей волонтерской деятельности у руководителей приюта, которому помогали с самого начала. Поэтому далее мы решили сотрудничать с Центром помощи бездомным животным «Право на жизнь». Мы приехали к ним, познакомились и получили четкий запрос, что нужно от волонтеров: будки для собак и благоустройство территории. Мы смогли засыпать территорию приюта песком, оборудовали несколько вольеров (Примеч. ред. — подробнее о реализации волонтерского проекта «Доброе сердце» читайте в сборнике лучших практик эковолонтерства СИБУРа в разделе 4 «Помощь животным и птицам»).
Сейчас в городе нашу команду ассоциируют с этим приютом. Например, как-то раз мне позвонила учитель из пятой школы и попросила отвезти в приют корм, который ее ученики собрали для собак. Мы забрали корм и отвезли в приют. И таких инициатив очень много. Со столовой СИБУРа мы договорились о передаче животным остатков еды, вывезли в приют поддоны, которые скопились на предприятии. Отдельная история про «девушку-фею» Юлию, нашего волонтера, которая перечислила 70 тыс. рублей на стерилизацию животных и сказала, что кухонный гарнитур подождет.
Был у Вас проект для ветеранов. Почему решили воплотить инициативу «Дерево ветерана»?
— Это был 2020 год, когда мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы всегда вспоминаем о ветеранах 9 мая и почти сразу же забываем на целый год. Мы решили это исправить. Придумали посадить под окнами ветеранов труда их любимое дерево и поставить табличку с информацией о том, что это дерево посажено в честь конкретного человека. Мы, когда готовились, приезжали к ветеранам, они рассказывали нам свои истории. Самое интересное — бабушкам и дедушкам было по 90 лет, а они еще бегали на дачу картошку копать. Мы брали небольшие интервью, уточняли, какое дерево ветераны хотят видеть под своим окном. У нас были дуб, рябина, яблоня и сосна. Во время посадки во двор выходили соседи, получались такие отдельные мероприятия. В первое время мы сами ездили поливать молодые деревца, а потом за ними стали ухаживать соседи и дети ветеранов.
Знаю, что Вы вовлекаете в волонтерскую деятельность свою дочь Марианну. Как Вам это удается?
— Все очень просто. Марианна очень любит животных, она добрая по натуре. Когда появился проект для бездомных животных, дочь сама вызвалась помогать. Один раз мы поехали в приют ранним утром. Закончили уборку территории к 12 часам, и Марианна сказала: «Мам, я здесь останусь!». Договорилась с руководителем приюта, чтобы дочь могла остаться там до вечера. В приюте есть теплый вагончик. В итоге она уснула в этом вагончике с 10 собаками и проснулась только вечером.
Сейчас мы обращаемся к читателям интервью, которые только задумываются о хороших делах. С чего начать? Какой первый шаг нужно сделать?
— Во-первых, не нужно бояться сделать первый шаг. Во-вторых, нужно определиться с направлением своей деятельности: экология, бездомные животные, дети или что-то еще. В-третьих, самый логичный первый шаг — присоединиться к сообществу по тому направлению, которое интересно. У нас в Тобольске уже, например, есть лидеры волонтерского движения по каждому направлению. В сообществе что-то сделать проще, чем в одиночку. Например, недавно мы с коллегами провели сбор книг для педиатрического отделения больницы, бросили клич и собрали в общей сложности более 200 книг. Такие инициативы сложно воплотить в одиночку.
Вы реализуете инициативы по разным направлениям. Как Вы определяетесь с идеей очередного проекта? Может быть, есть какой-то универсальный алгоритм?
— Волонтерство — это такая область, где не стыдно что-то подсмотреть, взять у других людей, найти в Интернете. Например, так мы с Диной Кирейчик недавно придумали раскрашивать и размещать кормушки для птиц на территории Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Иногда идеи проектов приходят неожиданно. Но я такой человек, что как только ко мне пришла идея, я сразу же ее реализую.
Насколько сложно участвовать в конкурсе волонтерских проектов для сотрудников СИБУРа? Что Вы можете порекомендовать коллегам, которые пока не решаются участвовать в конкурсе?
— Могу с уверенность заявить, что участвовать в конкурсе не сложно. Главное — пройти этот путь один раз. Важно сразу же сформулировать цель и задачи, определить благополучателей и понять Ваши ожидания от конкретного проекта. Нужно понимать, что Вы, например, собираетесь помочь конкретным 10 собакам, а не каким-то абстрактным собакам в городе.
С доработкой заявок на конкурс очень хорошо помогает команда программы «Формула хороших дел», они дают точечные и краткие комментарии, как стоит доработать заявку.
Многие волонтеры еще боятся отчетности по проекту. Этого вообще не стоит бояться. Сделаете один раз, и будете клепать такие отчеты, как бухгалтер.
Вы входите в корпус послов программы «Формула хороших дел». Что для Вас означает этот статус?
— Для меня статус посла «Формулы хороших дел» — это в первую очередь ответственная работа. Ко мне очень много за помощью обращаются сотрудники СИБУРа из других регионов. Некоторым я отправляю свои конкурсные заявки, чтобы была понятна логика заполнения отдельных разделов.
Вхожу также в комиссию студенческого конкурса волонтерских проектов, который проводит СИБУР, оцениваю поступившие заявки. Стараюсь не отметать ни одну идею, не писать негатива, а давать комментарии, как лучше доработать заявку с грантом или без. Ну и, конечно, стараюсь по мере сил и возможностей участвовать и помогать на других волонтерских проектах и акциях коллег, компании и города.
В заключении вопрос о ближайших «творческих планах». На каких направлениях и проектах планируете сосредоточиться?
— Я живу в 12-м микрорайоне с частными домами, где вообще нет деревьев. И я решила написать в группу микрорайона предложение озеленить нашу территорию. У нас уже сформирован актив 20 человек, надеюсь, что у нас все получится. Хотим сделать зеленую аллею на Уютной улице на въезде в наш микрорайон и озеленить придомовые территории внутри микрорайона.
Еще одно направление — это социализация и профориентация воспитанников социально-реабилитационного центра, их подготовка к самостоятельной жизни и к работе. Хочется рассказать детям, что такое самостоятельная жизнь и какие вообще профессии бывают.
Дорогие читатели! Заявки на X конкурс волонтерских проектов сотрудников СИБУРа принимаются до 03 ноября 2022 года на сайте программы «Формула хороших дел» https://contest.formula-hd.ru/. Победители конкурса получат до 80 000 рублей на реализацию своих добрых проектов в 2023 году.
В помощь участникам мы провели вебинар, на котором рассказали об условиях конкурса и ответили на часто задаваемые вопросы. Запись доступна по ссылке. Ознакомиться с практиками корпоративного волонтерства можно на сайте программы «Формула хороших дел» в разделах «Библиотека ФХД» и «Корпоративное волонтерство».
По всем вопросам участия в конкурсе обращайтесь к координаторам волонтерской программы по телефону 8-963-641-39-68, либо отправив запрос на почту Программы корпоративного волонтерства СИБУРа: volonter@formula-hd.ru.
На случай, если вы пропустили наши прошлые выпуски:
- Андрей Ольховский: «Кто не стучится в дверь, тому не открывают»
- Вера Митина: «За неделю до моего рождения родители купили щенка немецкой овчарки…»
- Екатерина Шевякова: «Подумайте, что хорошего вы можете сделать в этой жизни»
- Ренат Губайдуллин: «Все началось с того, что мне исполнилось 33 года»
- Роза Закирова: «Мой путь волонтера начался во время пандемии»
- Ирина Масеева: «Большая Перемена» – это не только фонд помощи людям с опытом сиротства»
- Ярослав Советкин: «Чтобы помогать, нужно захотеть что-то сделать»
- Михаил Четвертаков: «Не надо требовать, надо наладить взаимодействие»
- Евгения Медведева: «Волонтерство — это способ развиваться»
- Галина Ткаченко: «Важно объединяться, чтобы делать как можно больше хорошего и доброго в этом мире».